1465
Ctrl

«Книжное обозрение»

О сериях фантастики изд-ва «Азбука», пестуемых В. Владимирским

Статья входит в комплекс
«Человек книги — 2004»

редактор : Василий Владимирский : «Азбука»

2004, 11 окт.

В последние годы книжный рынок необычайно уплотнился. В нем нет больше теплых и уютных обширных ниш, не обжитых давно и основательно каким-то из издательств. Особенно это касается такого рода литературы, как фантастика. Круг фантастов особенно плотен и знаком издателям — все всех знают, часто встречаются, проводят творческие семинары и мастер-классы, любой яркий дебютант, перспективный новичок очень быстро оказывается замеченным... В этой ситуации начать новую серию фантастики, вбить свой клин в этот плотный сектор — дело, граничащее с настоящей фантастикой. И все-таки такие чудеса случаются. Вот пример — серия «Правила боя» издательства «Азбука». Всего за год она привлекла к себе не только читателей, но и авторов, а недавно распалась на две — серию фэнтези и серию традиционной научной фантастики — так тесно этим авторам стало.

Издательство «Азбука» и раньше издавало фантастику — это они раскрутили проект «Волкодав», они выпустили легендарную трилогию Михаила Успенского о Жихаре... Однако в какой-то момент передовые позиции были утрачены, и новое «фантастическое изобилие» в издательстве наступило с приходом Василия Владимирского. Молодой и энергичный составитель книг, аккуратный и внимательный редактор текстов, он проявил себя еще и как отличный знаток не только фантастической литературы, но и так называемого фэндома — субкультуры, в которой эта литература «варится». Ведь до того, как стать редактором, он многие годы писал о фантастике в самые разные издания, да и сейчас продолжает сотрудничать с журналом «Питерbook» и нашей газетой.

Составленную им серию можно разбирать как наглядное пособие по теме «Как создать новую серию фантастики». Итак... Самое первое, что нужно сделать, — это «перевести» в нее тех авторов, с которыми издательство и так уже работает. Пример: новый роман Марии Семеновой о Волкодаве вышел в серии «Правила боя» одним из первых и сразу же заставил обратить на проект внимание. Во-вторых, есть старые, мало знакомые молодым читателям, зато горячо любимые настоящими знатоками фантастики авторы, которые живут не в Москве и не в Санкт-Петербурге и не связаны серьезными обязательствами со столичными издательствами. Пример такого писателя — Геннадий Прашкевич. Лауреат премии «Аэлита» и многих других наград, большой эрудит, отличный стилист и разносторонний литератор, Геннадий Мартович в последнее пятилетие в основном был известен своими прекрасными научно-познавательными книгами, а его рабочий стол между тем был полон отличной фантастики. Его роман «Царь-ужас», написанный уже довольно давно, но известный только узкому кругу знатоков, вместе с новой «Кормчей книгой» украсил серию. С Леонидом Резником история немного другая — его роман «Дом в центре», впоследствии ставший первой частью дилогии, был издан небольшим тиражом более десяти лет назад и приобрел статус культового. Писателю прочили славу «российского Желязны», однако он предпочел другое развитие событий и эмигрировал в Израиль... Вот только сейчас россияне получили возможность по-настоящему познакомиться с его творчеством — в книгу «Ангел смерти» вошли и обе части «Дома...», и новый роман. В-третьих, даже у известных уже авторов есть произведения, которые, хоть и печатались ранее, но не в том виде, как хотелось бы и авторам и читателям. Так, цикл о Жуге, благодаря которому Дмитрий Скирюк снискал себе славу самого неожиданного автора фэнтези, задумывался как трилогия. Однако первая и вторая книги вышли в агонизирующем издательстве «Северо-Запад» «разорванными» пополам, а от третьей вышла только половина. Василий Владимирский как редактор дал читателям возможность познакомиться с изначальной авторской задумкой. Уже вышли две толстые книги «Осенний лис» и «Драконовы сны», готовится третья, в которой половина — совершенно новый, незнакомый читателям текст, завершающий цикл. Кстати, эта книга завершает и саму серию «Правила боя», как уже замечалось выше, распадающуюся на две новые... Пункт четвертый: есть авторы, которые уже успели достаточно громко заявить о себе, но еще не успели «закрепиться» за каким-нибудь одним издательством. Таков лидер историко-литературного объединения «Бастион» Дмитрий Володихин, такой молодой и перспективный писатель Олег Овчинников, открытый журналом фантастики «Если» и уже успевший получить несколько престижных наград, такова питерская писательница, член семинара Бориса Стругацкого Елена Первушина...

В общем, за каждой книгой — своя история, которая не имела бы столь славного завершения, если бы не редактор-составитель Василий Владимирский, собравший все эти произведения в одну хорошую серию.