1687
Ctrl

«Книжное обозрение»

О практике британского издательства «MacMillan»

Как не платить автору

2005, май

В издательском бизнесе авторы — самое вредное звено. Они капризны, непредсказуемы, требуют все время денег, а вот заработаешь на них или нет — одному Богу известно. К тому же, прежде чем книга попадет в типографию, а потом в магазин, нужно долго и тщательно работать с текстом, нужно содержать штат редакторов, которые, хоть и более предсказуемы, но не менее капризны и так же хотят, чтобы им много платили. Издатели всего мира ломают голову, как бы сделать процесс выпуска книг более технологичным. Но программистам пока не удается разработать универсальный генератор текстов, который навсегда бы избавил издательскую отрасль от тяжкого и непроизводительного труда. Приходится решать проблему за счет новейших методов управления персоналом и маркетинговых технологий.

Новейшую схему предложило британское издательство «MacMillan». Ее уже окрестили жульнической, жестокой и неправильной. Все просто: отныне «MacMillan» не платит большинству авторов авансы. Авторы и литературные агенты в гневе.

«MacMillan», однако, представил недавно свою последнюю программу — так называемый «Новый список беллетристики» как удачный путь для тех тысяч авторов, что мечтают о том, чтобы на их книгу бросил взгляд литературный агент — не говоря уже о редакторе. По словам главы компании Майкла Барнарда, это дает возможность талантливым новым авторам заявить о себе.

«MacMillan» предлагает авторам упрощенную модель сотрудничества. Если издательство соглашается включить книгу нового автора в список для публикации, условия договора не обсуждаются. Не выплачивается и аванс, хотя всем авторам гарантируется 20-процентные авторские отчисления (роялти) от продаж. Издательство берет на себя тиражирование книги, но если рукопись требует существенной доработки, то автору придется нанимать редактора за свой счет. Эти редакторы должны получать плату, соответствующую сложившейся в отрасли практике — то есть не меньше, чем обычный редактор в издательстве. При этом все это вовсе не гарантирует публикации: рукопись может быть отвергнута и после доработки.

«Так „MacMillan“ намерен искать новых авторов, — заявил Барнард. — Как и большинство других крупных издательств, в последние годы мы не принимали рукописи без предварительной договоренности, но только те, что поступали к нам от агентов. И мы обнаружили недостаток авторов».

Между тем издательства сегодня осаждают десятки тысяч никому не известных авторов. Просто прочесть их рукописи — огромный труд. Отвергнуть всех этих людей скопом было бы ошибкой — но и «выплачивать каждому полумиллионные авансы мы не в состоянии», — сказал глава издательства.

С февраля, когда новому проекту был дан старт, «MacMillan» получал 200 рукописей в месяц. Уже в апреле будущего года первые шесть романов будут изданы; впоследствии каждый месяц будет выходить одна-две такие книги.

Авторы и редакторы сомневаются в благородстве «MacMillan». Они полагают, что издатели поступают не слишком справедливо, поскольку стандартный контракт в этом случае означает, что «MacMillan» приобретает все права (в том числе и на публикацию за рубежом) и при желании может и следующую книгу автора издать на тех же условиях.

Очень остро отреагировали агенты, которых такая схема почти исключает из процесса. Они называют предлагаемую практику «отвратительной» и указывают, что она перекладывает практически все риски на плечи автора. Для авторов крайне важно сохранять контроль над публикациями и права на нее. В качестве страховки предлагают сначала публиковать рукопись в Интернете.

В свою очередь «MacMillan» не считает такую практику порочной, утверждая, что из тысяч авторов пока никто не жаловался на то, что с ним поступили несправедливо.

Одно из принципиальных возражений сводится к тому, что издатель должен хорошо поработать на продвижение книги, чтобы вернуть выплаченный автору аванс. Чем меньше аванс, тем меньше у издателя стимул продвигать книгу. Авторы и книготорговцы опасаются, что выпущенные по такой схеме книги просто лягут мертвым грузом на магазинные полки. Одним из немногих, кто приветствовал инициативу, стала компания «Waterstone». Сейчас, заявил ее представитель газете «Гардиан», книги в магазинах часто располагают в соответствии с величиной аванса. Но бестселлерами вовсе не обязательно становятся те книги, авторы которых получили большие авансы. Теперь же все смогут играть на равных.