378
Ctrl

Азар Григорян, заместитель ген. директора издательско-торгового дома «КноРус»

Об изменениях в планировании выпуска деловой литературы в начале ХХI в. разными издательствами

«Пришло время качественных изменений»

2003, 9 июня

— В последнее время рынок деловой литературы существенно укрепился, особенно это заметно на фоне неустойчивого положения книжного рынка в целом. В чем, на ваш взгляд, причины этого?

— Деловая литература всегда стояла особняком от художественной. Если сравнивать финансовые показатели всего рынка, то художественная литература занимает не менее 70%, а на остальные виды изданий приходится 30%. В связи с тем, что в деловом секторе меньше участников, в нем в свое время было не так много денег, и развивался он не так бурно, как хотелось бы. Спустя какое-то время конкуренция на художественном рынке стала очень острой, а у его игроков появилось некоторое количество свободных денег, которые они были готовы вкладывать в развитие новых направлений деятельности. Не секрет, что сейчас многие издательства стали вкладывать свободные средства именно в издания деловой литературы — например, «АСТ» — в свою структуру «Экзамен».

Наметилась тенденция комплексного развития делового книгоиздания. Издательства, работавшие в каком-то одном сегменте деловой литературы, стали расширять свои издательские программы. Например, «Питер», который сначала занимался компьютерной литературой и немного — медицинской, сейчас стал развивать и другие направления деловой литературы. Рынок начал наполняться — видимо, пришло время качественных изменений. С этим, кстати, связано и то, что сейчас все меньше становится некачественных книг; каждую стараются «отшлифовать», довести до ума и по уровню содержания, и по уровню полиграфического исполнения, сделать оптимальной по цене. Административные методы конкуренции тоже уже не так хорошо работают, потому что преподавателю вуза не обязательно учить по одобренному Министерством образования учебнику — грифы для вузов имеют рекомендательный характер. Хотя вузовские библиотеки по-прежнему должны иметь в своих фондах 60% грифованной литературы.

— Учебники, даже вузовские, как правило, российского авторства. А деловая литература, не привязанная к конкретному предмету?

— Сейчас появилась положительная тенденция — стало больше книг российских авторов, в которых используется опыт российских экономистов и предпринимателей. Те же «Семь нот менеджмента» — отлично написанная книга, по которой действительно стоит учиться не для того, чтобы что-то сдать. Или, например, книги «Сборник бизнес-планов» и «Бизнес-планирование» под ред. В. М. Попова стали общепризнанными хитами на рынке деловой литературы. Главная особенность этих книг состоит в том, что экономические модели развития сопровождаются конкретными примерами, взятыми из практики российских компаний.

Многие книги по менеджменту и маркетингу вполне можно рекомендовать руководителям наших предприятий. Очень часто бывает так, что сделаешь что-нибудь, а потом читаешь книгу и думаешь: «Что же я сотворил-то? Вот же все — придумано, сделано и описано уже до тебя». Все книги прочитать невозможно, но база должна быть. А ведь многие руководители этой базы не имеют и действуют интуитивно...

— «КноРус» — это издательско-книготорговый дом. Но книг под маркой «КноРус» не видно...

— Книгоизданием занимаются издательства «Проспект» и «Гном и Д», которые входят в нашу структуру. Мы сознательно разделяем торговлю и издание, потому что каждый должен заниматься своим делом. И марка должна работать тоже на один образ, а не на два, поэтому нам кажется неправильным издавать книгу под маркой «КноРуса».

— У вас все равно есть «электронное издание» — ваш каталог. Об электронных учебниках не задумывались?

— Да, мы выпускаем электронный каталог «ePrice», который включает в себя полную базу данных книг, представленных в нашем ассортименте,— с подробными библиографическими описаниями, обложками, аннотациями, удобной системой поиска и заказа книг. Задача этого электронного издания — служить удобным инструментом при формировании заказов на книги.

С прошлого года мы стали развивать новое направление — издание электронных учебников для вузов. В этом году совместно с издательством «Высшая школа» выпустили мультимедийный учебный комплекс В. Г. Рау «Общее естествознание и его концепции», доля демонстрационного материала — мультипликаций, видеофрагментов — составляет 70%. Так, например, одна из основных категорий естествознания — симметрия в науке и искусстве — иллюстрируется большим количеством изобразительных фрагментов из мировой живописи, скульптуры, архитектуры и поэзии.

Мы считаем выпуск электронных книг одним из перспективных направлений учебного книгоиздания. Электронная книга позволяет комплексно представить изучаемый предмет. Кроме того, электронные учебники помогают организовать систему дистанционного обучения и проверки знаний у студентов.