380
Ctrl

Рифат Саразетдинов, ген. директор изд. группы «Гранд-Фаир»

АПланирование с учетом читательского контингента и особенностей спроса

«Интерес к деловой литературе не зависит от сезона»

2003, 9 июня

— В каком сегменте литературы работает издательство, если говорить о деловом секторе? Это не вполне очевидно — с одной стороны, выходит необщепонятный Питер Друкер, с другой — очень простые how-to.

— Понятие «деловой сектор» — слишком общее. Это может быть литература по экономике, финансам, юридическим вопросам, а также по менеджменту, маркетингу и так далее. Здесь есть специалисты разного уровня, поэтому и литература должна быть предназначена тем, кто начинает осваивать какую-либо профессию, и тем, кто продолжает обучение, и тем, кто ориентирован на серьезные разработки, концепции, то есть определяет перспективы развития. Поэтому и наше издательство, с этой точки зрения, выпускает литературу для специалистов разного уровня. Например, в серии «Начальная школа бизнеса» даются понятия «менеджмент», «маркетинг», «тайм-менеджмент», «управление проектами» и многие другие из других из различных сфер деятельности современного делового человека, но именно с позиции того, что он только начинает свой трудовой путь или обучение. Если же говорить о другой серии — «Университеты бизнеса», а, как известно, университет подразумевает фундаментальное образование, то в ней аккумулируются учебники и учебные пособия, рассматривающие проблему в комплексе, целиком, по принципу — от простого к сложному. Другая же серия, которая только стартовала, — это «Академия бизнеса». Она рассчитана не просто на подготовленного читателя, а на специалиста, формирующего политику компании. Это топ-менеджеры, руководители малого, среднего и крупного бизнеса. В книгах данной серии находят отражение новейшие достижения деловых умов всего мира, даются ориентиры развития бизнеса.

Позиционировать всю издаваемую нашим издательством литературу в море деловой литературы, с одной стороны, легко, а с другой — сложно. Изначально у нас была только одна серия — «Настольная книга бизнесмена», где были представлены авторы бестселлеров. Дальше развивалась серия и менялся мир, и пришлось литературу позиционировать по-другому, хотя все это достаточно условно. Изначально позиционировать книги с точки зрения потенциальной читательской аудитории представляется достаточно сложным. Мы экспериментируем, создаем новые серии, переставляем книги из серии в серию. Главная наша задача — увеличение продаж деловой литературы и в зависимости от успешности продаж и идет позиционирование. Эксперименты касаются не только содержания, но и полиграфического исполнения. Выходят и книги в мягкой обложке, в дешевой ценовой категории, и книги на хорошей бумаге, в дорогом полиграфическом исполнении — в другой ценовой категории. Рынок еще не до конца сформирован, есть еще поле для маневров и экспериментов, а продажи, как я уже сказал, расставляют все по своим местам. Мы идем по пути расширения тематического содержания серий. И нам всегда любопытна реакция рынка на эти попытки нащупать, прочувствовать те ниши, где спрос на деловую книгу не удовлетворен. Интересными были наши проекты по тайм-менеджменту, по управлению проектами, по брендингу, технологиям рекламы PR. Если учесть, что за очень небольшое время вышло очень много новых книг, то cудить, насколько эти проекты удачны, еще рано. Цыплят по осени считают. Мы проводим гибкую издательскую политику, идем не от жесткой идеи или концепции развития, а всегда оставляем некий люфт для творчества и эксперимента. Наша задача — затронуть определенные темы и посмотреть на реакцию рынка. Почувствовав интерес к книгам по сетевому или многоуровневому маркетингу, мы выделили ряд книг в отдельную серию, и сейчас она — одна из успешных серий, имеющая высокие продажи. В ней вышли книги как зарубежных авторов, так и отечественных апостолов MLM. У нас самая объемная серия книг по сетевому маркетингу, мы закрыли эту нишу интересными проектами. Если мы чувствуем интерес к той или иной тематике, то начинаем работать в этом направлении.

— Какими были основные цели издательства в начале пути, как они менялись и какими стали?

— Издательство рождалось как коммерческое, и основная цель была и остается — зарабатывание средств посредством выпуска и продажи литературы, в том числе и деловой. Деловая серия — далеко не единственная, но она составляет серьезную долю издательского портфеля. Мы видим, что книжный рынок поднимается и платежеспособность населения повышается, поэтому мы переходим от выпуска недорогой литературы на газетной бумаге к книгам в твердом переплете, на офсете, то есть почувствовали спрос на более качественную полиграфическую продукцию. Мы идем и по пути расширения тематического содержания серий. И нам всегда любопытна реакция рынка на эти попытки нащупать, прочувствовать те ниши, где спрос на деловую книгу не удовлетворен. Интересными были наши проекты по тайм-менеджменту, по управлению проектами, по брендингу, технологиям рекламы PR. Если учесть, что за очень небольшое время вышло очень много новых книг, то судить, насколько эти проекты удачны, еще рано. Цыплят по осени считают.

— В чем существенное отличие деловой книги (как продукции и как товара) от прочих видов книг — учебной, художественной, научной?

— Существенных отличий не вижу. Для нас это такой же товар. Вопрос состоит в том, найдем ли мы на него покупателя. Деловая книга может быть и учебником, и научной монографией, и даже в определенной мере публицистикой. Если книга достойная, ее начинают рекомендовать, она начинает пользоваться устойчивым спросом и имеет стабильные продажи, что и произошло с рядом книг. Выделение тематических серий позволяет избежать провалов на первой стадии.

Но есть и другой аспект. Книги, которые стали классикой жанра, могут стать фундаментом для строительства новой серии. Существуют книги, на которых и мы, и магазины можем зарабатывать постоянно, причем вне зависимости от времени года, что, например, важно для детективов или любовных романов. Интерес к деловой литературе не носит сезонного характера, он определяется содержанием книги, актуальностью темы и профессионализмом автора.