963
Ctrl

И. Ямпольский

О неточных или ошибочных датах

Из главки 4 статьи «Еще раз о точности»

1975, нояб.

4

Постоянным бедствием являются неточные даты. Встречаются они и в 3-м издании учебника «История русской литературы ХIX века (Вторая половина)» под редакцией С. Петрова (М.: Просвещение, 1974), в обзорах литературы 1860-х, 1870-х и 1880-х годов (первые два написаны Н. Пруцковым, третий — А. Захаркиным). «В июле 1862 года прекратилась волна арестов. 7 июля был арестован Н. Г. Чернышевский... В числе арестованных оказались Д. Писарев, Н. Серно-Соловьевич, М. Михайлов» (стр. 5–6). Относительно Михайлова это неверно. Он был арестован еще в сентябре 1861 года, приговорен к шести годам каторжных работ и в это время уже находился в Сибири. Неверно также, что революционная организация «Земля и воля» возникла «в обстановке разгула реакции» (стр. 6). Ее возникновение относится к 1861 году, то есть еще ко времени революционной ситуации. Бакунин умер не в 1878 (стр. 261), а в 1876 году1. Фельетон Чехова «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?» напечатан не в 1886 (стр. 530), а в 1880 году. Критические очерки Гончарова «Литературный вечер», «Лучше поздно, чем никогда», «Заметки о личности Белинского» созданы не в 1880-е (стр. 390), а в 1870-е годы. О рассказе Короленко «Чудная» сказано, что он опубликован в начале 80-х годов (стр. 398). Между тем в русских и заграничных изданиях он печатался в 90-х годах, а в легальной печати появился только в 1905 году.

Еще больше таких ошибок в учебнике «История русской советской литературы» под редакцией П. Выходцева (2-е изд. М.: Высш. шк., 1974).

Поэма Багрицкого «Чертовы куклы» появилась не в 1922 (стр. 133), а в 1921 году. Цикл Асеева «Курские края» произвольно отнесен к 1925 году (стр. 130), хотя составляющие его стихотворения писались и печатались в разные годы. Совершенно непонятна дата поэмы Асеева «Маяковский начинается» — 1938 (стр. 304, 314); в собрании сочинений Асеева, готовившемся еще при его жизни, поэма (кроме двух дополнительных глав 1950 года) датирована 1936–1939 годами2, и нет оснований эту дату подвергать сомнению. Плодом недоразумения является дата поэмы В. Каменского о Разине — 1919 год (стр. 314). Поэма задумана в 1912 году, писалась и по частям печаталась в 1914–1916 годах, первая редакция поэмы под заглавием «Сердце народное — Стенька Разин» вышла отдельной книгой в 1918 году, а вторая редакция («Степан Разин. Поэма») — в 1929[-м], с авторской датой 1912–1920. К 1919 году относится не поэма, а пьеса «Стенька Разин. Коллективное представление в 9-ти картинах». На стр. 118 узнаем, что группа Леф образовалась в 1929 году. Но к 1929 году она не образовалась, а распалась.

Не менее удивительно, что читатель сталкивается с разнобоем в датировке в пределах книги. На стр. 157 указано, что «Разгром» Фадеева появился в 1926 году, а на стр. 472 — в 1927[-м]. На стр. 153 «Барсуки» Леонова отнесены к 1924[-му], а на стр. 604 — к 1925 году. На стр. 132 сборник стихотворений Луговского «Сполохи» датируется 1926[-м], а на стр. 304 — 1928 годом.

На стр. 159 читаем: «Уже к концу 20-х годов появились первые книги таких выдающихся эпических произведений, как „Тихий Дон“ М. Шолохова, „Хождение по мукам“ А. Толстого, „Жизнь Клима Самгина“ М. Горького». Но, как известно, первая часть «Хождения по мукам» — «Сестры» появилась еще в начале 20-х годов. В следующем обзоре — прозы 30-х годов — авторы, забыв о сказанном выше, заявляют, что в 30-е годы «написаны лучшие произведения о революции и гражданской войне — „Тихий Дон“ М. Шолохова и „Хождение по мукам“ А. Толстого, „Жизнь Клима Самгина“ М. Горького...» (стр. 270). Однако первые две части трилогии Толстого относятся к 20-м годам и только третья — «Хмурое утро» — к самому концу 30-х — началу 40-х годов, три части «Жизни Клима Самгина» написаны в 20-е годы и только четвертая — незавершенная — в 30-е годы, первые две книги «Тихого Дона» и часть третьей книги напечатаны во второй половине 20-х годов. Зачем же заставлять студента путаться во всех этих и многих других противоречиях, неясностях и неточностях?

Не все благополучно и в учебнике А. Волкова «Русская литература ХХ века».

Блок дебютировал в журнале «Новый путь» не в 1902 (стр. 461), а в 1903 году; в 1902 году «Новый путь» еще не выходил. Его драматическая поэма «Песня Судьбы» написана не в 1907 (стр. 478), а в 1907–1908 годах. Записки Вересаева «На войне» неточно датированы 1907 годом (стр. 260) — в прижизненных собраниях сочинений Вересаева они отнесены к 1906–1907 годам. Роман Потапенко «Здравые понятия» появился не в 1892 (стр. 374), а в 1890 году в «Северном вестнике». Журнал «Мир божий» начал издаваться не в 1896 (стр. 222), а в 1892 году.

В разделе «Натурализм» говорится о рассказах «модного беллетриста того времени» И. Салова «Паук» и «Крапивники» (стр. 371–372), но они появились задолго до «того времени» — в 1879 и 1880 годах.

Стихотворение Брюсова «За что?» написано не в 1915 году (стр. 455), а в январе 1918[-го]. В 1915 году слова о «биче самодержавия» и покорности ему в течение пяти веков вряд ли могли выйти из-под пера Брюсова3. И еще о Брюсове. О его неизданном сборнике «Девятая Камена» А. Волков пишет: «...в первые годы революции Брюсов, пытаясь понять смысл совершившегося, высказал ряд ошибочных суждений, и здесь во многом сказались не преодоленные им до конца традиции прошлого. Эти традиции наложили отпечаток на стихи сборника „Девятая Камена“, от издания которого Брюсов воздержался. В одном из стихотворений этого сборника „Мы — скифы“ он изображает наш народ „взлюбившим буйство и войну“» (стр. 456). По этому поводу следует заметить, что, во-первых, стихотворение «Мы — скифы» написано до революции, в 1916 году, а во-вторых, Брюсов вовсе не «воздержался» по идейным мотивам от издания сборника «Девятая Камена». Сам он сказал об этом в предисловии к «Последним мечтам» (1920) следующее: «По обстоятельствам нашего времени эта книга, вполне приготовленная к печати еще в 1917 г. (и набранная в одной петроградской типографии в 1918 г.), поныне еще остается в рукописи». Кроме того, сохранился приготовленный поэтом к печати сборник; здесь в конце венка сонетов «Роковой ряд» поэтом приписана «Кода», датированная 1920 годом4. Значит, в 1920 году он еще предполагал издать «Девятую Камену».

Книга А. Миронова «Великий чародей в стране берендеев. Очерк жизни и творчества А. Н. Островского в Щелыково» (Ярославль : Верхне-Волжское книжное изд-во, 1973), в которой, между прочим, Островский назван «революционным демократом по убеждениям» (стр. 44), начинается с описания путешествия семьи Островских в Щелыково в апреле 1848 года. И вот в дороге Островский вспоминает о встрече в прошлом, то есть в 1847 году, со своим школьным товарищем поэтом Н. Бергом: «Так вот Николай рассказывал о своем разговоре с Гоголем по поводу пьесы „Свои люди — сочтемся“. Мне, говорит, вздумалось подойти к Гоголю и спросить его мнение о пьесе. Гоголь сказал...» и т. д. (стр. 8). Затем в сознании Островского возникает чтение «Своих людей» у М. Погодина (стр. 9). Но все это плод фантазии.

В 1847 году пьесы «Свои люди — сочтемся» еще не существовало. Чтение у Погодина состоялось в декабре 1849 года. Это общеизвестно. Стоило лишь заглянуть в такое доступное издание, как «Летопись жизни и творчества А. Н. Островского» (сост. Л. Коган, 1953), или в примечания А. Ревякина к составленному им сборнику «А. Н. Островский в воспоминаниях современников» (1966, стр. 510–511).

Я. Симкин в книге «Жизнь Дмитрия Писарева» (Изд-во Ростов. ун-та, 1969. С. 15) сообщает как о бесспорном факте, что 27 января 1852 года одиннадцатилетний Писарев переписал в дневник стихотворение К. Случевского «Весталка». Однако на чем основано малоправдоподобное предположение, что «Весталка» написана так рано (в январе 1852 года поэту было четырнадцать с половиной лет), неизвестно. Опубликовано стихотворение в № 1 «Современника» за 1860 год. А в записи Писарева (в Рукописном отделе Государственной библиотеки имени В. И. Ленина) никакой даты нет, и «Весталка» находится рядом с другими стихотворениями Случевского, напечатанными в том же номере журнала. Не переписаны ли все они с печатного текста?5

Н. Головко, автор книги «Литературно-эстетические взгляды поэтов „Искры“» (Минск : Изд-во Белорус. ун-та, 1972) цитирует на стр. 43–44 стихотворение В. Курочкина «За которую из двух?» и пишет в связи с этим о сочувствии «Искры» Парижской коммуне: «Обращаясь к героям Коммуны, поэт не только оправдывал, но и прославлял их справедливую, святую борьбу». «Искра» действительно с глубокой симпатией отнеслась к Парижской коммуне и не раз выражала ее на своих страницах. Но указанное стихотворение Курочкина не имеет к этому отношения. Оно напечатано в № 1 «Искры» за 1871 год, то есть до возникновения Коммуны, и является откликом на предшествовавшие ей события франко-прусской войны.

Это перечисление можно было бы продолжить. Как видим, неточности в датах разнообразны. Одни из них не имеют особого значения, другие — более серьезного характера, поскольку влекут за собою некие выводы. А главное, они встречаются, увы, слишком часто, и это вызывает чувство тревоги.


  1. Следует отметить, что в строках о Русской секции I Интернационала (стр. 265) из трех названных фамилий две приведены в искаженном виде. Нужно: не Н. Турусов, а А. Д. Трусов и не Е. Дмитриев, а Е. Дмитриева.
  2. Асеев Н. Собр. соч. М.: Худож. лит., 1964. Т. 3 . С. 504.
  3. Правда, в сборнике «Неизданные стихотворения» (1935) стихотворение действительно ошибочно датировано 1915 годом, но в более позднем и более авторитетном издании «Библиотеки поэта» (Стихотворения и поэмы. Л. 1961. С. 537) под ним стоит точная дата: 2 января 1918.
  4. Рукописный отдел ИРЛИ, ф. 444, № 13, л. 217.
  5. На стр. 109 этой книги газета «Северная пчела» названа журналом.