192
Ctrl

О. Шестинский, секретарь Правления Союза писателей СССР, председатель жюри Всесоюзного литературного конкурса имени М. Горького на лучшую первую книгу молодого автора

Талант редактора — важнейший компонент издания художественной литературы

Из интервью журналу «В мире книг»

1981, окт.

В 1979 году СП СССР и Госкомизидат СССР провели Всесоюзное совещание авторов первых книг и их редакторов. Присутствовало около 50 редакторов. На совещании говорили о задачах редактора, о редакторском таланте — как об одном из важнейших компонентов процесса издания художественной литературы. Талант редактора не менее важен, чем талант писателя: редактор должен обладать безупречным вкусом. Такой вкус отличает, например, Зою Николаевну Яхонтову, которая умеет вдумчиво подойти к молодому автору, понять его сильные стороны, жестко, но необидно высказаться по поводу недостатков рукописи. А есть редакторы, которые формально подходят к своим обязанностям. Молодые авторы нередко обращаются к нам в Совет с жалобой, что некоторые редакторы «причесывают» их стиль, правят рукопись, исходя из собственных вкусов. И часто в этом споре мы поддерживаем молодого писателя, имеющего право на свой стиль, свою манеру письма.

Должны мы дифференцированно относиться и к редакторскому мастерству. А руководители издательств, на мой взгляд, обязаны знать и понимать характер творческой индивидуальности каждого редактора, поручать ему работу с той книгой, которая этой индивидуальности созвучна, созвучна его интересам в литературе, должны оценивать редакторскую работу в комплексе, а не по количеству отредактированных плановых книг. Общими усилиями мы должны выявлять ведущих редакторов по их умению подойти к книге, понять своеобразие рукописи, по их художественному вкусу, мастерству. Редактор может провести совсем незначительную правку, но эта правка и будет его пониманием таланта писателя, особенно молодого. Если же редактор подходит к молодому автору по схеме, пытается подверстать его к своему видению литературы, то он загоняет творчество автора в прокрустово ложе, в то время как молодого писателя нужно освободить от скованности, помочь обрести глубокое дыхание.

Думается, еще не раз предстоит совместный разговор авторов и редакторов их первых книг, должен состояться широкий творческий обмен мнениями и о книгах, и о задачах литературы, и о мастерстве редактора.