97
Ctrl

Л. Будогоская

Об одной необычной форме редакторской работы

Статья входит в комплекс
«О редакторском искусстве Маршака»

Рассказ-воспоминание «Урок»

1963

Город раскинулся по обе стороны реки. Вокруг леса сосновые. Я там бывала. Город небольшой, освещенный тускло. Но домики тонут в садах, река светлая, извилистая, воздух прозрачный, свежий. Близость сосен, оврагов лесных и студеных ключей.

По состоянию здоровья мне понадобилось выбраться из Ленинграда, я об этом городе вспомнила и решила там пожить.

Это было время первой пятилетки, там появилась новая, сильная электростанция. И когда я приехала, городок, прежде тусклый, встретил меня сияньем ярких фонарей.

Они светили не только в городе, они шли один за другим по шоссе в глубь лесов.

И все же на окраине оказалась одна улица темная, и мне рассказали, что там разбили фонарь мальчишки. Бьют фонари и на шоссе.

Да, я видела, на шоссе возле столба блестели на земле осколки... Как выразить свое возмущение! Какие найти слова, чтобы каждый понял: бить фонари — постыдно.

Должна найти, раз я писатель.

Вот это задача.

Я стала присматриваться к ребятам на дворе и на улице. Пошла в школу. И когда мне разрешили присутствовать на уроках, изо дня в день приходила в класс вместе со школьниками.

Сидела на задней парте, чтобы не мешать.

Вскоре ко мне настолько привыкли, что жизнь в классе потекла так, как текла бы без меня.

И вот однажды при мне прошел урок обществоведения, урок пустой и скучный. Учительница не обращала внимания ребят на новые явления окружающей их жизни. Тогда чему удивляться, что для школьника сияющий во тьме фонарь не радость, а только мишень.

Я изобразила этот урок целиком. Кроме того, была готова первая глава. И я поехала к Самуилу Яковлевичу. Хотела узнать, как отнесется Самуил Яковлевич к тому, что я задумала.

Самуил Яковлевич отнесся к моей работе внимательно. Особенно его заинтересовал урок. Прочел несколько раз, ничего не предложил изменить.

Он сказал: «Это будет книга о пятилетке!» И очень обрадовался.

Книжка о пятилетке? А ведь я над этим не задумывалась. Я думала, это книжка о школе, о фонаре. От этих слов гораздо глубже раскрылась моя задача. И радость, которую проявил Самуил Яковлевич, ко мне пришла тоже.

Работа пошла хорошо. Но вот понадобилась мне учительница, способная в классе раскрыть смысл пятилетки широко и задушевно.

Чтобы такую учительницу хорошо изобразить, я хотела ее видеть, детали должны быть не выдуманные.

И я пошла ее искать.

Долго я ходила по разным школам, но ее не нашла. И почувствовала себя беспомощной.

В таком угнетенном состоянии я пришла к Самуилу Яковлевичу. Застала у него Тамару Григорьевну Габбе. Откровенно рассказала им, почему столько времени не могу книгу закончить.

Самуил Яковлевич сидел за своим тяжелым и очень широким письменным столом. Склонился над моей рукописью. Лицо у него было усталое.

Вдруг он посмотрел на меня, на Тамару Григорьевну и говорит:

— Сейчас, здесь, не сходя с места, мы, как будто в классе, проведем урок о пятилетке!

Мне стало интересно, что это будет? Способны мы на это или нет?

— Вы проходили пятилетку? — Самуил Яковлевич к нам обратился как учительница в классе. — Тогда поговорим. Начинайте! Кто что знает.

Тамара Григорьевна нашлась первая. Она начала непринужденно отвечать за ребят. И я за ней. Я стала отвечать за школьника, который разбил фонарь.

А у Самуила Яковлевича усталости как не бывало.

И он нас повел и повел, как учительница, до конца урока.

Мне стало сразу легко. Неуловимый образ наконец прояснился.

Вот этот урок послужил мне материалом. И я книжку закончила.

Мою рукопись взяли на ленинградское радио. Но передачи не последовало. Наоборот, потребовали от лица педагогов, чтобы мою повесть не печатали, потому что это клевета на советскую школу.

Но Самуил Яковлевич своего мнения относительно моей рукописи не изменил. Организовал собрание педагогов и писателей для обсуждения моей работы.

На этом бурном собрании он, со свойственной ему горячностью, мою повесть защитил. И «Повесть о фонаре» вышла.

Но в дальнейшем моя книга подвергалась очень резким нападкам.

Еще один человек ее принял, как Самуил Яковлевич, всей душой — он жил в городе, о котором я написала, старый партизан, мой управхоз.

Когда я приехала, он возмущался, что мне дали право на дополнительную площадь, высказал мне свое недоверие:

— Подумаешь, детский писатель! Пишет про лягушек.

Но как только «Повесть о фонаре» появилась в городе, он ее прочел и сказал:

— Преклоняюсь, вы написали высокополитическую вещь.

Это во мне закрепило уверенность, что моя книга не ошибка.

«Повесть о фонаре» Лидии Анатольевны Будогоской (р. 1898) вышла в 1936 году в ленинградском отделении Детиздата и с тех пор, к сожалению, не переиздавалась, хотя в основном очень одобрительно была встречена критикой. «Эту повесть не слишком заметили,— писал С. Маршак в 1940 году. — А между тем она была одной из первых у нас книг, в которой серьезно и сердечно говорилось об ответственности двенадцатилетнего человека перед обществом» (Красная новь. 1940. № 5/6). В 1958 году Лидия Чуковская напомнила про эту повесть в статье «О книгах забытых или незамеченных» (Вопр. лит. № 2). Издатели отмолчались.

Виктор Шкловский писал вскоре после выхода книги в «Правде»: «Будогоская интересно рассказывает детям о фонаре и пятилетке, она понимает реальную обстановку жизни детей... Это одна из первых книг про обыкновенную советскую школу и обыкновенных интересных советских детей» (25 июня 1936 года). Единственный известный нам отзыв, в котором «книга подвергалась очень резким нападкам», принадлежит О. Берггольц (газета «Литературный Ленинград». 1936. 11 нояб.). О. Берггольц писала нечто противоположное остальной критике и настоящему пафосу вещи: «Сюжет не оброс интересным бытом, увлекательными событиями. Происходят самые обычнейшие будничные, лишенные всякой занимательности и романтики явления». Образ учительницы Софьи Федоровны — в книге один из самых важных — Берггольц считала попросту лишним.

Фабула книжки Будогоской проста, но не однолинейна. Мальчик разбил уличный фонарь. К концу повести он осознает свою ошибку. Но, как всегда в жизни и как всегда в истинно художественном произведении, содержание частного события во сто крат богаче.

Повесть о школе? Да.

О пятилетке? Да, о пятилетке.

О гражданском чувстве? Да, о нем. И еще о многом-многом другом.

И все-таки среди этих тем есть главная — пятилетка! От нее зависел весь замысел книги.

Два противоположных по своей сути урока — урок прежней учительницы, Софьи Федоровны, который был уже написан, когда Будогоская впервые показывала свою рукопись Маршаку, и урок новой учительницы, Екатерины Ивановны, в котором многое подсказала сцена «как будто в классе», — играют в общем замысле повести большую роль (Примечание Вл. Глоцера).