1464
Ctrl

«Книжное обозрение»

О серии «Русская фантастика» изд-ва «Эксмо» и других изданиях фантастики редактора В. Мельника

Статья входит в комплекс
«Человек книги — 2004»

Василий Мельник : Фантастический редактор

2004, 4 окт.

Василию Мельнику чуть больше тридцати лет, он всегда коротко подстрижен, по-спортивному подтянут и энергичен. Однако имидж энергичного менеджера не мешает ему быть чутким и внимательным редактором. Он, с одной стороны, бережно относится к индивидуальным авторским особенностям, с другой — не пропускает ни единого «ляпа», которыми, что греха таить, частенько грешат писатели-фантасты, с которыми он работает...

Василий Мельник — ведущий редактор отдела фантастики издательства «Эксмо». В издательство он пришел в 2002-м, всего два года назад, но уже сейчас хорошо заметны результаты его работы. Появилась новая серия «Русская фантастика», в которой, кроме произведений хорошо известных мастеров жанра, и раньше печатавшихся в «Эксмо» (таких, как Василий Звягинцев, Евгений Гуляковский, Олег Дивов), все чаще выходят довольно неожиданные книги. Ярчайшим событием прошлого года стала «Битва за „Астард“» Кирилла Бенедиктова, до недавнего времен почти неизвестного автора. Она вызвала небывалый читательский резонанс, уже в этом году заслужила «бронзу» на фестивале «Роскон», была удостоена «золота» на фестивале «Басткон», всего один балл уступила роману С. Витицкого (Бориса Стругацкого) «Бессильные мира сего» при распределении наград «Филигрань», вручаемых советом критиков. В этом году любителей нестандартной фантастики порадовал роман «Антарктида on line», написанный совместно Александром Громовым и Владимиром Васильевым. Книга вышла всего три месяца назад, и подробный разговор о ней еще впереди, однако и она уже успела получить «Серебряный кадуцей» на фестивале фантастики «Звездный мост» в Харькове. В том, что это неожиданное по сюжету, но при этом весьма долгожданное произведение вышло именно в издательстве «Эксмо», — персональная заслуга Василия Мельника.

На своем редакторском посту Василий всячески старается поддерживать «нестандартную» фантастику, в меру сил и возможностей раздвигать рамки этого вида литературы, не давать ему впасть в стагнацию. Именно эту цель ставит новый, только что вышедший из печати сборник «Перпендикулярный мир» — в нем были собраны небольшие, но блестящие произведения, не умещающиеся в прокрустово ложе узко понимаемого фантастического жанра.

Два года назад Василий стал инициатором выпуска в «Эксмо» ежегодных сборников «Фэнтези», в скором времени должна выйти уже третья книга — помеченная будущим, 2005 годом. Он же ведает и такими любимыми читателями сериями, как «Миры fantasy», «Классика детектива», «Миры», и собраниями сочинений зарубежных фантастов.

Василий Мельник удивительным образом сочетает в своем образе жизни черты заядлого фэна — так называют любителей фантастики, которые много общаются и встречаются с «тусовкой», — и опытного профессионала. Это и неудивительно, ведь в книжное дело он пришел не с улицы — он окончил редакторский факультет Московского университета печати. Он общителен, не пропускает каких-либо «цеховых» мероприятий, но и там остается редактором — кто бы ни пытался по-дружески похлопотать за книгу: графоманские тексты в печать не пойдут.

Перед тем как прийти в одно из крупнейших издательств с давними традициями выпуска фантастических книг, Василий Мельник два года проработал заведующим отделом фантастики в «Центрполиграфе», редактировал альманах «Наша фантастика», помогал делать ежемесячный журнал «Звездная дорога» его главному редактору Александру Ройфе. И везде ему доставалась самая трудная и ответственная работа, и везде он с ней мастерски справлялся. В «Центрполиграфе» он занимался собранием сочинений Роберта Хайнлайна. Ему принадлежит авторство необычного хода: к каждому произведению американского фантаста должен был написать предисловие один из известных критиков, к каждому свой. Таким образом, читатель получал более десятка различных взглядов на одного автора. В «Звездной дороге» Василий Мельник занимался «первичным» отбором текстов — самой кропотливой и тяжкой работой.

Однако и на первом своем месте работы, и на втором Василий Мельник, занимаясь любимой работой, не имел возможности по-настоящему «развернуться». По крайней мере, так, как он это сделал в редакции фантастики «Эксмо». Чему свидетельства — новые книги издательства, их успех у читателей, престижные награды, которые они получают на конвентах фантастов.