123
Ctrl

Г. Д. Гачев

Специфический редакторский вопрос к тексту

Из книги «Содержательность художественных форм»

1968

Оглянитесь: каждый из нас сплошь высказывает неверные мысли — каждая фраза страдает удивительной ограниченностью взгляда. Проделайте такой эксперимент: прочитайте любую фразу и тут же задайтесь вопросом: а почему не наоборот. И стоит это проделать, как вы и впрямь, и совершенно законно, начнете думать: «А в самом деле, почему не наоборот?» * И это будет казаться очень глубокомысленным переворотом мысли. И это действительно чревато мыслью, возможностью ее развертывания в ином направлении, что вытекает из природы явления (которое есть непрерывность) в его противоречии с формой языка, который в каждой точке прерывает и останавливает мысль. Высказав что-то и перечитав, мы тут же сами пугаемся: «А всегда ли так?» — и осознаем: не то сказалось. Чтобы оградить себя от претензий, прибегают к образному крестному знамению: «чур меня». В этой роли выступают всякого рода словечки, нарушающие обязательность мысли «порой», «зачастую», «не только, «но и» и т. п.

_____________

* С этого хода мысли начинается всякая редактура — как явление общественного порядка.