128
Ctrl

С. Я. Маршак

Чему учится писатель, создавая детскую книгу. Кого редакция Маршака вербовала в качестве авторов детской книги

Из заметок и воспоминаний «Дом, увенчанный глобусом»

1968, сент.

И не только «нагой» и благородной простоте учится писатель, создавая детскую книгу. К нему как бы возвращается первоначальная свежесть впечатлений. Заново, по-детски, вслушивается он в слова, давно уже ставшие для нас привычными. Будто участвуя в затейливой детской игре, он и сам становится таким же мечтателем, фантазером и даже озорником, как его маленькие читатели.

В этом мы убедились на многих примерах в первые годы нашей редакционной работы, когда послереволюционная детская литература только создавалась и вербовала авторов либо из среды писателей для взрослых, либо из новых людей, начинавших свой литературный путь с детской книги.

Неизвестно, стал ли бы профессиональным писателем Борис Житков, если бы этого моряка не прибило волнами к берегам детской литературы. И уж, во всяком случае, он не создал бы ни «Морских историй», ни рассказа «Про слона», ни приключений «Пуди», который был всего-навсего хвостиком от меховой шубы.

В своих повестях для детей впервые проявил себя как прозаик известный поэт Николай Тихонов. Участник гражданской войны, которую он провел в кавалерийском седле, альпинист и страстный любитель географии, он был желанным гостем в детской литературе, хоть и не сразу принял мое предложение писать для детей. Стихи у него были в это время сложные, густо насыщенные образами. Впоследствии он достиг зрелой простоты, но еще раньше добился ее в прозе, предназначенной для детей, особенно в превосходном цикле рассказов «Военные кони».