1460
Ctrl

Вадим Назаров, главный редактор изд-ва «Амфора»

Об отказе от серий и ставке на издательскую марку

«Чтобы иметь имя, надо иметь свою аудиторию»

2003, 28 июля

— Почему ваше — не самое большое — издательство известно читателю, а многие более крупные — нет?

— Потому что большие издательства по сути своей — мультибрэндовые. То, что в грамзаписи называется major label. Это компании, которые издают разные книжки. У них нет своей аудитории, потому что они пытаются захватить весь спектр читающей публики. Поэтому у них то, что мы называем форматом, не то, что размывается, его даже и быть не может. Эти издательства хотят удовлетворять всех покупателей.

У нас же есть свой читатель, который нам шагов в сторону не прощает. Если мы издаем какую-то книжку вне формата, наш читатель ее не купит, потому что от «Амфоры» он ее не ждет. К примеру, мы купили пост-конвенционные романы Агаты Кристи, а они оказались никому не нужны — в «амфоровской» упаковке. Агата Кристи нужна на газетной бумаге, в стандартном детективном исполнении, а все наши изящные переплетики с надписью «Агата Кристи» — ни к чему.

Чтобы иметь имя, надо иметь свою аудиторию, небольшую или большую — не так важно. А крупные издательства по сути — группы издательств. Если бы мне случилось руководить настолько крупным издательством, я бы, наверное, сделал отдельные издательства для детектива, фантастики, женского романа — тогда они не спорили бы между собой, а каждое имело бы своего читателя и свой образ. Собственно, ничего сверхнового в этом нет, так, собственно, и делается в Великобритании или Америке.

— Приходится платить за имя отказом от части аудитории?

— Конечно. Если мы выбрали себе в качестве аудитории просвещенное студенчество или следящую за литературными новинками интеллигенцию, то этим приходится и ограничиваться. Если мне захотелось бы сделать детективную программу, я бы, пожалуй, поостерегся.

— Но вы же пытались?

— Пытались. И не получилось, хотя книги были хорошие. Разве что Ван Гулик продавался нормально — но и то только до тех пор, пока был в обычном «амфоровском» дизайне с китайской гравюрой на первой сторонке переплета. А потом и он стал продаваться плохо. Зато теперь мы решили вообще полностью отказаться от серий. Мы их у себя породили, мы их и убьем. Теперь мы собираемся делать ставку исключительно на саму издательскую марку. То есть, к примеру, мы делаем детективы, но они упаковываются не серийно. Каждая книжка имеет свою обложку, они больше не выстраиваются в ряды. Конечно, какие-то серии у нас останутся, но за ними нет будущего. Следующие, новые проекты мы делаем уже вне серий.

Я собираюсь сейчас выстроить все таким образом, чтобы работала именно марка издательства. Но я не очень понимаю, за счет каких средств это сделать, как добиться того, чтобы книжка не пропала, не сгинула среди прочих новинок других издательств. Раньше, когда книжка выходила в серии, я мог рассчитывать, что каждая следующая будет взаимодействовать и брать часть популярности от предыдущей. Но это не очень интересно, хочется попробовать построить политику не на сериях, а на авторах. Вот книги одного автора будут похожи, а никаких линий мы делать не будем.