1466
Ctrl

«Книжное обозрение»

О серии «Дети ОГИ. Книжки на вырост» и других свершениях Е. Свердловой

Статья входит в комплекс
«Человек книги — 2004»

редактор Елена Свердлова, «ОГИ»

2004, 11 окт.

Три года назад, когда издательство «ОГИ» только приступило к созданию детских книг, один скандально известный литературовед бросил обвинение: «По-моему, две женщины, начинающие эту серию, наивны, а планы издательства — дилетантские. ...Вы не учли три элемента, необходимые для успеха детской книги: текст, иллюстрации и макет. Ничего из предложенного вами не кажется мне интересным. Вы недолго продержитесь...»

Однако зловещие предсказания не сбылись. Сегодня никто не решится обвинить в дилетантстве и наивности одну из самых лучших и самых необычных детских книжных серий России. Серию, которой зачитываются дети и на которую с вожделением бросаются взрослые. Каждая книга, выходящая в проекте «Дети ОГИ. Книжки на вырост» становится событием. Да и сам проект вовсе не похож на то, что делает большинство других детских издательств. Во-первых, потому что сразу же, с того момента, как серия была задумана, ее куратор Елена Свердлова твердо решила работать только в незанятых нишах детского книгоиздания. Во-вторых, главными критериями отбора Елена назвала не только качество текста и иллюстраций, но и актуальность (которая вообще является издательским кредо «ОГИ»), и вневозрастность (это формулировка Елены). В-третьих, издательство инициировало создание консультационного совета, чтобы работать вместе со специалистами в области детского книгоиздания, лучшими отечественными переводчиками и культурными центрами разных стран. При всем этом у «ОГИ» и Елены Свердловой есть очень четкое представление о том, что и как издавать.

Кажется, она все время думает о своих книгах, о том, что еще и как можно издать. Она будто ловит идеи из воздуха. То же название «Книги на вырост» — в воздухе же носилась мысль, но только «ОГИ» пришло в голову произнести это вслух: «Все мы прекрасно знаем, что детская литература никогда не была исключительно литературой для детей: детские книги только тогда считались лучшими, когда они одинаково интересны и детям, и взрослым», — говорит Елена Свердлова.

Выпускница Литературного института, критик по специальности, Елена работала в различных литературных журналах, в ИМЛИ. С 1998 года она стала директором издательских программ «ОГИ», а с 2001 года — куратором детской серии издательства. Для нее это, конечно, был очень своевременный проект, по сути она приступила к работе над библиотекой для своей собственной дочери, ее друзей и сверстников. Не случайно в серии вышли книжки, которые сама Елена обожала в детстве и зачитала до дыр: «Пале один на свете» Иенса Сигсгорда, «Знаменитый утенок Тим» Энид Блайтон и другие.

«Я пытаюсь что-то делать — помимо того, что воспитывать собственного ребенка, как-то влиять на некоторое культурное поле вокруг моего ребенка», — говорит Свердлова.

Культурное поле, которое Елена создает, без преувеличения можно назвать культурным полем мечты. Только в 2004 году на этом поле выросли книги сказок Марины Москвиной и Сергея Козлова, сборник Степана Писахова с иллюстрациями Вадима Меджибовского (настолько же неожиданное, насколько и замечательное решение!), мистическая детективная повесть Марии Гриппе, сборник не очень широко известных произведений Милна... Просто счастье читать такие книжки! Несмотря на мягкую обложку и небольшой формат — что, кстати, серьезно удешевляет книгу.

«От каких именно стереотипов мы сочли нужным отказаться? Прежде всего — от обязательного твердого переплета. Почему он считается лучшим для детской книги? Потому что „дети — вандалы“, потому что клеевое крепление, как правило, некачественно, потому что твердая обложка куда солиднее и круче. А если предположить, что книга бывает просто любимой, что корешок даже при мягкой обложке можно прошить, что облегченный тактильный вариант издания куда удобнее для ребенка и что не в позолоте дело? Вспомните: у каждого из нас в детстве была своя любимая книга. И дорогая полиграфия отнюдь не занимала наше детское воображение».

Детские книги «ОГИ» издаются с уважением к ребенку-читателю. Будущему читателю-взрослому. Номинант «Человека книги» этого года Елена Свердлова и ее коллектив воспитывают будущих людей книги.

[Елена Свердлова была представлена также на звание «Человека книги- 2005» и «Кн. обозрение» опубликовало посвященную ей статью «ОГИ стреляет залпами», дополняющую картину ее работы над серией книг для детей ОГИ:]

Серийность нынче в моде. Книжки вне серий вроде и издавать как-то странно. Понятие это — серия — можно трактовать узко, утрамбовывая под схожие обложки книги примерно одной тематики, а можно и пошире, оставляя составителям простор для полета. «Книжки на вырост», которые выпускает ОГИ, — это широко и разнообразно. В них нет ограничений ни по жанру, ни по тематике, ни по географии, ни по известности автора, ни по возрасту читателя. Главная общая черта: все произведения, выходящие в этой серии — литература, проверенная временем, не выдохшаяся «после отстоя пены».

На детской полке ОГИ соседствуют Писахов и Москвина, Козлов и Блайтон, Милн и Нестлингер, Старк и Гриппе. В общем, «Дети ОГИ. Книжки на вырост» — это и не серия даже, а хорошая, с любовью подобранная детская библиотека, рассчитанная на детей в возрасте примерно от пяти до пятнадцати лет.

Детские книжки ОГИ «выстреливает залпами»: после осенне-зимне- весеннего затишья летом появляется очередная порция деликатесов для неторопливого читателя. Минувшее лето порадовало нас пятью книгами шведки Марии Гриппе, которые наверняка полюбятся задумчивым девочкам-подросткам; детективной сказкой шведского же писателя Оке Хольмберга «Тюре Свентон, частный детектив», которую в шесть лет читать не рано, но и в десять не поздно; повестью из шотландской жизни «Профессия — призрак» француза Юбера Монтеле, настолько смешной, что над ней будут одинаково смеяться и восьмилетние и восьмидесятилетние, и лирическим произведением француженки Сьюзен Моргенштерн «Письма о любви от 0 до 10» для семейного чтения.

Новые книги одеты в добротные переплеты, что, бесспорно, порадует детских библиотекарей, печально вздыхавших над мягкими обложками прошлых «залпов» ОГИ — и это, пожалуй, самое заметное изменение в политике составления серии. Возможно, даже единственное. Это, на самом деле, говорит о многом. Например, показывает, насколько тщательно продумана была концепция серии-библиотеки, если за уже четвертый год нет необходимости ее менять и доделывать. При этом книги, которые начинали выходить в 2002 году экспериментальным тиражом в тысячу экземпляров, постоянно допечатываются, тиражи растут. Нынешним летом ОГИ «выстрелило» для начала по три тысячи экземпляров, и сейчас, в середине осени, уже понятно, что этих трех тысяч до смешного мало, на всех не хватает.

Успех серии, серия-долгожитель — заслуга большого, очень большого коллектива людей. Но прежде всего, конечно, редактора. Того, кто стоит у руля. «Книжками на вырост» рулит Елена Свердлова. Сама, правда, она говорит: «Подбор книг серии — работа редакционного совета, и голос редактора серии далеко не решающий». Но без грамотного, талантливого редактора серия бы все равно не состоялась, это и ежу понятно.

— Лена, а чем все-таки вы руководствуетесь при работе над «Детьми ОГИ»?

— Основная задача нашей серии — сформировать аудиторию, устойчиво восприимчивую к «катаклизмам» нового времени, и что еще более важно, эта аудитория должна неплохо ориентироваться в общемировом культурном контексте (книги, на которых выросло не одно поколение шведов, французов, американцев и прочая, до сих пор неизвестны в России). Немаловажно для нас и то обстоятельство, что на смену прежней идеологии так или иначе должна прийти новая. Какой она будет, ответить пока сложно, но знаем наверняка — избежать деформации сознания, связанной с коммерциализацией общества, могут и должны помочь книги.

Мы привыкли к карикатурному образу «нового русского», малокультурного, но многоденежного типа. На самом деле, настоящие новые русские только подрастают. Они рьяно учатся и много читают, вливаясь в пресловутый общемировой культурный контекст. Вот эти-то новые русские и являются адресатами «Книжек на вырост».

Мало что способствует широте взглядов, взаимопониманию и общности интересов лучше, чем общая книжная полка в детстве. Елена Свердлова, которая занимается детскими книгами ОГИ вот уже пять лет, очень хорошо это понимает, как и положено выпускнице Литературного института. Ведь Елена — самый настоящий человек книги. (Кн. обозрение. 2005, окт.)