Серия «Россия в мемуарах» издательства «Новое литературное обозрение» существует десять лет, и все эти годы ее редактирует историк литературы и социолог Абрам Ильич Рейтблат. Книг в серии вышло не очень много, зато каждая — образец научной тщательности. Вот что А. И. Рейтблат рассказывает о начале своей работы в издательстве: «Журнал „Новое литературное обозрение“ возник в 1992 году, и в редакции в то время работал мой знакомый Сергей Панов. Я в журнале печатался с самого первого номера, он мне очень нравился, но мне казалось, что его можно сделать лучше. Я начал делать рецензионный раздел. А через несколько лет, когда „НЛО“ стало выпускать еще и книги, я предложил главному редактору Ирине Прохоровой сделать мемуарную серию по истории России. Напомню, что это был период, когда серьезная мемуарная литература почти не выходила — за исключением „сенсационных“ книг о царях и генсеках».
Абрам Рейтблат решил создать серию не о властителях, а о простых людях страны — разных сословий, разных национальностей, — для того чтобы современный российский читатель узнал, как в минувшие века складывалась русская жизнь и каким был в ту пору русский быт. За эти годы в серии вышли книги предпринимателя Варенцова, литератора Галахова, политика Якова Глинки, поэта Владимира Пяста, генерала Энгельгардта... На данный момент в серии опубликовано около 30 книг.
Общая концепция «России в мемуарах» несколько напоминает серию воспоминаний издательства «Academia». Предисловие к каждому тому — не строго научное, а скорее эссеистическое. Рейтблат избрал принцип, чем-то похожий на серию «Литературные памятники», — по крайней мере, в области исчерпывающего комментирования.
В некоторых книгах этой серии научный аппарат занимает едва ли не половину общего объема. Но это, по словам Рейтблата, зависит от характера конкретной книги. К примеру, сейчас в серии готовится сборник «Воспоминания русских крестьян конца ХVIII — первой половины ХIХ века» — и там комментарий не очень велик (при том, что большинство упоминаемых в ней лиц малоизвестно современному читателю). А вот, допустим, подготовленная несколько лет назад Романом Тименчиком книга воспоминаний Владимира Пяста наполовину состоит из комментариев, в которых разъясняются особенности литературного быта начала ХХ века, всевозможные скрытые цитаты и подтексты.
В середине