Редактор, говорят, отмирающая профессия? Не верьте. Тот редактор, который приходит с идеологической дубиной и начинает вычеркивать из текста все, что там было живого и интересного, — тот пускай отмирает, никто не заплачет. А вот тот редактор, который мыслит не фразами и абзацами, а книгами и даже целыми книжными сериями, редактор — организатор и творец, который находит тему и автора, а если книга иностранная, то еще и переводчика, и который «ведет» книгу от замысла до прилавка книжного магазина и сцены клуба или кафе, где эту книгу «презентируют», — такого редактора надо холить, лелеять и награждать профессиональными премиями. Говорят, что новых хороших редакторов не появляется, что те, что остались, — это реликты советской эпохи. Неправильно. Появляются совсем молодые редакторы. Филиппу Дзядко 23 года. Он окончил классическое отделение историко-филологического факультета Российского государственного гуманитарного университета, сейчас продолжает учиться в аспирантуре. Как филолог он автор статей об Алексее Мерзлякове, Василии Жуковском, Осипе Мандельштаме, Григории Гуковском. Научную и редакторскую деятельность Филипп успешно сочетает с журналистикой, он печатался в «Новом мире», «Неприкосновенном запасе», «Новом литературном обозрении», вел рубрику в «Русском журнале» и культурный раздел на сайте «Полит.ру». Сейчас работает редактором в журнале «Esquire» и литературным обозревателем радио «Культура», где вместе с Тимуром Кибировым ведет программу «Сильное впечатление».
В этом году Филипп Дзядко стал редактором серии «Культура повседневности» издательства «Новое литературное обозрение».
Конечно, культурой повседневности сейчас российского читателя уже особенно не удивишь. Однако книги книгам рознь. Первая книга, выпущенная Дзядко, стала настоящим событием в нашей книжной жизни и имеет все основания претендовать на звание интеллектуального бестселлера. Причем особенно хочется отметить то обстоятельство, что книга эта не переводная, а, так сказать, отечественного производства. Это написанный Ольгой Вайнштейн объемистый (600 с лишним страниц) том под названием «Денди: Мода. Литература. Стиль жизни». Хватило бы уже и того, что книга посвящена такому заманчивому и привлекательному предмету, как денди. Но Ольга Вайнштейн ухитрилась втиснуть в рассказ про денди, в сущности, всю историю мировой культуры — от античности до наших дней. Для серии с названием «Культура повседневности» такой вклад чрезвычайно удачен. Он сразу выводит рассказ об этой самой культуре на новый уровень — от бытописательских картинок (фасоны платьев и меню обедов) серия не отказывается, но при этом дело доходит до механизмов функционирования культуры, объясняет тем, кто этого еще не понял, что культура повседневности — это не только очень важно, но еще и очень интересно. Или наоборот: не только очень интересно, но еще и очень важно. Вы спросите: а при чем тут редактор серии Дзядко? Отвечаем: редактор, а тем более редактор серии — он как режиссер, который «умирает» в актере. Изучение повседневности — наука достаточно молодая, и ей очень нужен молодой, динамичный, не «зашоренный» редактор. В лице Филиппа Дзядко издательство «Новое литературное обозрение» нашло именно такого редактора.