1650
Ctrl

В. Муравьев

Полемика с Ф. М. Левиным о том, каким должен быть коллектив редакции

Из статьи «Именем литературы»

1962

...Редакция — это коллектив, и если нет внутренней согласованности в работе, место ее заступает внешнее механическое согласование. А при таком согласовании редактор, будь он трижды профессионал-литератор и имей он самые правильные понятия о мере искусства, затягивается в работу машины и подчиняется ей.

Ф. Левин, например, [в статье «Полпред читателя» — здесь текст 81 в разделе I] считает нецелесообразным и просто-таки невозможным, при существующей практике издательств-комбинатов, установить какую-то внутреннюю согласованность: еще план, чего доброго нарушится.

И вот единство мнений подменяется машинной слаженностью.

Но издательство все-таки не стоит сравнивать с фабрикой — сам язык тогда ведет к словам вроде «фабриковать» и «сфабрикованный». Своя творческая специфика на фабрике, своя — в искусстве. Дисциплина писательского труда — это не дисциплина плана и таковой быть не может. В литературе слишком легко и просто выполнять и перевыполнять планы, издавая «книги на темы» — по сути дела плохо беллетризованную информацию.

Чуковская [в книге «В лаборатории редактора»] говорит не о вреде планирования, разумеется, — о вреде плановщины, которая делает редактора чиновником.

«Рукопись — явление искусства — организм гораздо более сложный, чем самый сложный мотор», — пишет Л. К. Чуковская. Да, как всякий живой организм. И рукопись требует подхода к себе как к идейно-художественному целому; в таком подходе идейное неотделимо от художественного.

<...>

Все основные проблемы редакционной деятельности сходятся и находят свое решение в создании творческого редакционного коллектива. Характер и свойства такого коллектива Л. К. Чуковская рассматривает теоретически (глава «Редакционный оркестр») и прослеживает на конкретном примере (глава «Маршак-редактор»). Основным условием существования такого коллектива признается реальное (не по инструкции) единство мнений, художественная (не машинная) слаженность работы. Такое единство и такая слаженность возникают только как следствие борьбы и взаимодействия собственных мнений членов редакции. Только в результате такой борьбы возникает единство воли — условие успешной работы редакции. И это коллективное единство воли (единство мнений) Чуковская называет творческим течением — лицом коллектива, а не маской чиновника, у которого все «по-положенному». Может быть, не так важно, как называть такое единство, но по меньшей мере странно было бы подвергать сомнению его необходимость, необходимость внутренней согласованности работы редакции. И, однако, Ф. Левин подвергает — и как ни странно, с точки зрения пользы для производства. Может быть, предлагает он, лучше организовать некие «творческие лаборатории» при издательствах? А ведь дело в том, что издательство — это коллектив, что коллектив должен быть творческим, что всякий творческий коллектив есть лаборатория. «Творческой лабораторией и школой, местом опытов и местом обучения» называет Чуковская редакционный коллектив С. Я. Маршака.

Необходимость таких коллективов не как единичных точек или лабораторий в буквальном смысле «при издательствах», а как массового явления — это необходимость искусства, художественной литературы. И не идеального ее состояния, а современного — большой, настоящей литературы без лицемерия, подделок и гладкописи.