Аркадий Витрук — генеральный директор московского издательства «Махаон», которое в этом году отмечает свой десятилетний юбилей. Он же — и главный редактор этого издательства, хотя на визитках об этих своих обязанностях предпочитает умалчивать. Руководить издательством он начал два года назад, сразу же поставив основную стратегическую задачу: улучшение качества выпускаемых изданий. Для этого, по его мысли, к работе должны привлекаться лучшие художники-иллюстраторы, переводчики, научные редакторы, ученые... Это и происходит.
Аркадию 39 лет, он закончил филологический факультет МГУ им. Ломоносова и Гарвардскую бизнес-школу. Английским языком владеет свободно, что для главного редактора издательства, в котором выходит множество переводных книг, — почти необходимое требование.
Под руководством нового главного редактора «Махаон» сильно изменился и сделал заметный шаг вперед. Выпускаются не только традиционные для издательства книги, но и энциклопедии, сказки, развивающая литература, художественная проза, книги для семейного чтения. Но все-таки «Махаон» остается детским издательством, и его директор и главный редактор особенно гордится успехами именно на этом поприще.
В этом году книга Астрид Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги» с прекрасными иллюстрациями Натальи Кучеренко была отмечена специальной грамотой на ежегодном конкурсе «Книга года» за художественное и полиграфическое исполнение. Выпуск этой книги курировал Аркадий Витрук, а Наталья Кучеренко стала открытием издательства «Махаон». Как призналась однажды сама художница, она давно мечтала о книжной иллюстрации, и дорога на страницы книг ей, признанному художнику, открылась именно после знакомства с «Махаоном».
Чувствуется, что Аркадий лично заинтересован в том, чтобы книги для детей получались безупречными. Эта заинтересованность вполне понятна: он сам — отец двух дочерей, и старшая из них с удовольствием рассматривает яркие веселые картинки и слушает интересные истории из книжек, которые издает ее папа. Собственный ребенок — это и самый ценный критик, и самая первая фокус-группа.
Не меньше внимания стало уделяться и качеству подготовки энциклопедий, выходящих в «Махаоне». Сейчас выходят лицензионные энциклопедии, подготовленные признанными западными авторитетами, но к работе над текстами привлекаются известные и признанные российские специалисты и ученые. Темы статей и сами статьи теперь адаптируются в соответствии с требованиями школьной программы и принятыми в современной науке концепциями.
Как главный редактор Аркадий Витрук принимает непосредственное участие и в отборе книг для публикации — хотя редакторам направления предоставляется достаточно большая свобода действий. Благодаря свободному владению английским языком (помните?) он прочитывает многие книги в оригинале, успевая внимательно изучать западный рынок и появляющиеся там предложения. Он принимает участие во всех международных выставках и лично ведет переговоры по интересующим его новинкам.
Именно так в издательстве вышли и скандально знаменитые книги Федерико Андахази «Анатом» и «Милосердные», и ставшие сенсацией книги звездного (хотя и совсем в другой области) Люка Бессона «Артур и минипуты» и «Артур и Запретный город», публикация которых была предложена лично ему. За то время, что Аркадий руководит «Махаоном», издательство значительно укрепило свои позиции на книжном рынке и стало пользоваться большим авторитетом и доверием у зарубежных партнеров.
Чтобы не раскрывать секретов, сотрудники издательства говорят о будущем обтекаемо: «Готовится много проектов, которые, безусловно, будут оценены любителями хорошей литературы». А номинаторы премии «Человек книги» уже сейчас оценили динамику «Махаона» и внесли Аркадия Витрука в список кандидатов на премию в номинации «Главный редактор».