253
Ctrl

Маргарита Леонтьева, главный редактор изд-ва «Просвещение»

Особенности работы редактора школьного учебника

Из интервью «Наши редакторы — почти соавторы»

2001, 17 дек.

— До 1994 года в стране фактически было единственное издательство, которое готовило полный комплект учебников. «Просвещение» тогда предприняло несколько попыток взять профессиональных редакторов — выпускников вуза и сделать их редакторами школьного учебника. Но далеко не всем удалось состояться. Дело в том, что редактор школьного учебника — не просто редактор. Он должен быть профессионалом еще и в предмете, которому посвящен учебник, в понимании способности детей этого возраста постичь учебник.

Авторы учебников, как правило, профессионалы в своей области, но не в писательском труде. Они прекрасно знают предмет, но не всегда способны писать доступно и интересно. Поэтому тогдашний директор издательства Дмитрий Дмитриевич Зуев отказался от идеи брать на работу выпускников и пошел другим путем. Он приглашал учителей-предметников, которые проработали в школе хотя бы небольшое время, и направлял их на редакторские курсы. Так создавались профессиональные редакторы в «Просвещении».

Когда стали появляться другие издательства, выпускающие школьную литературу, они столкнулись с проблемой: профессионалов в этой области на рынке практически нет. Естественно, они стали приглашать к себе редакторов из «Просвещения». Относиться к этому можно по-разному, но мое личное мнение таково: это хорошо. Хорошо, что бывшие редакторы нашего издательства сейчас сами учат редакторов. Остановить конкуренцию невозможно, так пусть уж у всех конкурентов уровень книг будет высоким.

— То есть школьный учитель в «Просвещении» автоматически становится редактором?

— Нет. Мы берем учителя, он становится младшим редактором и потом уже, поднимаясь по ступенькам, становится в конце концов ведущим редактором. Только ведущие редакторы и редакторы первой категории редактируют учебники, остальные занимаются пособиями, дидактическими материалами, книгами для учителя, то есть литературой с точки зрения редактирования более легкой. Так рождается профессиональный редактор у нас в издательстве. Хотя, повторюсь, профессиональные требования к нашим редакторам много выше, чем в издательствах, занимающихся литературой других направлений.

— Если представить себе идеальный вуз, выпускающий редакторов, каким он будет?

— Ответ будет, возможно, неожиданным. Такой вуз сконструировать невозможно. Для того, чтобы подготовить для нас универсального редактора, вузу пришлось бы давать знания по педагогике, фундаментальной математике, физике, истории. Это совершенно невозможно. Или же придется сделать сверхвуз с множеством специализаций, который выпустит столько специалистов, что они потом никогда не найдут себе работу.

Однако те вузы, что уже существуют, организуют редакторские курсы. Получив второе высшее образование, человек приобретает необходимую квалификацию. Но база у такого редактора должна быть. Недаром многие авторы говорят, что наши редакторы фактически становятся соавторами книги.