366
Ctrl

С. Музыченко

Верная и ошибочая практики планирования работы редактора

Из статьи «Роль редактора в современном литературном процессе»

1973

Редакторский план формируется не только из предложений редактора. Правильная, нормальная организация работы в редакции помогла бы избежать, думается, многих погрешностей.

Запланированная рукопись заранее закрепляется за определенным редактором. Преимущественно в тех случаях, когда это редакторское предложение. Редактор знакомится с рукописью, составляет о ней мнение, письменное или устное, подбирает рецензента. Журнальная публикация и последующие отклики на нее — значительная помощь автору и редактору, неплохая проверка качества будущей книги для издательства в целом.

Тогда рецензент, продуманно подобранный, приносит рецензию не издательству вообще, а конкретному редактору, редактор же ее и принимает, знакомит с ней заведующего редакцией, а в случае необходимости и главного редактора.

Принимая рецензию, мы стараемся, несмотря на неотложность прочих дел, тут же ознакомиться с ней. Иногда на это уходит 15–20 минут, случается — не один рабочий день, когда рукопись, рецензия вызывают разногласия у рецензента, автора, редактора. Выясняем. Спорим.

Так, наш серьезный и вдумчивый рецензент Анатолий Ланщиков дал положительную с доработкой рецензию на рукопись Анатолия Шастина (Иркутск). Редактору при первой читке рукопись эта не легла на душу. Хотелось с помощью рецензента либо разубедиться в первоначальном впечатлении, либо укрепиться в нем. Рецензия представилась мало доказательной. В разговоре участвовал автор. В результате повесть «Вербы цветут», давшая название будущей книге, была изъята, и вместо нее включена новая — «Шаг до истины». Под таким названием и вышла книга. Теперь дело читателя, литературной общественности — установить ту самую истину, сравнив обе повести одного и того же автора, выпущенные разными издательствами.

С огорчением приходится отметить, что существует еще и другая практика.

Рукопись стоит в плане, но редактор за ней почему-то не закреплен. Проходит время — рукопись отсылается рецензенту «по списку». В итоге на редакторский стол попадает рукопись, о которой он не имеет понятия, да плюс к тому отрецензированная. И качество рецензирования, и качество самой рукописи по сути не имеют уже значения, так как рукопись плановая, нередко договорная, следственно, редактор оказывается связан по рукам и ногам, и ему ничего другого не остается, как «толкать» ее в производство, даже если она вызывает серьезные опасения и редактор ни на минуту не забывает о своей роли и ответственности.

На таком этапе даже самому уверенному, боевитому редактору не всегда удается отстоять истину. А если и удается, то на это затрачивается так неоправданно много сил, времени, нервной энергии, что в следующий раз он еще призадумается, стоит ли овчинка выделки.

Другая часть этой статьи: см. текст 178.