377
Ctrl

Екатерина Строганова, гл. редактор ИД «Питер»

Об особенностях планирования выпуска деловой литературы в начале ХХI в.

«Мы наблюдаем переход от общих тем к частным»

2003, 9 июня

— Что изменилось на рынке деловой литературы в последние годы?

— По отношению ко всем тематикам — и юридической, и бизнес-литературе, и экономической, и даже компьютерной — ситуация одна и та же. Рынок перенасыщен, названий очень много, а торговые площади не выросли, длина книжной полки осталась прежней. В этом отношении мы повторяем западный путь — наши зарубежные партнеры говорят, что и у них количество наименований растет, а тиражи падают. Вместе с тем и в связи с этим наблюдается переход от общих тем к более частным, более узким. Если раньше в экономической литературе были популярны темы «Маркетинг», «Менеджмент», то сейчас интересует уже «Менеджмент в торговле», «Маркетинг в строительстве» и так далее. В компьютерной литературе — то же самое: людей не интересует программирование на языке С вообще, а интересует разработка драйверов на С++, например.

Еще одна любопытная тенденция — вырос уровень делового человека, на которого рассчитана наша литература. Если раньше люди практически не имели доступа к западной книге и не могли ее достать и прочитать, и переводы были очень востребованы, то сейчас многие могут сами заказать иностранную литературу через Amazon и прочитать ее. Мы сейчас достаточно часто получаем от наших старых покупателей советы — мол, неплохо было бы перевести такую-то книгу или заняться такой-то тематикой.

Вырос интерес к книгам российских авторов, связанным с российской практикой и российскими реалиями. Это относится и к экономическим, и к компьютерным книгам, не говоря уже о юридических — здесь западная литература вообще почти не интересна.

— Вы это определили только по результатам продаж или как-то прогнозировали заранее?

— Раньше мы, может быть, и выпускали книги согласно своим внутренним предпочтениям... Но сейчас — только согласуя свой выбор с внешними экспертами. Эксперты — это, в первую очередь, специалисты-профессионалы в той отрасли, о которой написана книга. Кроме того, мы плотно работаем с вузами.

— Дистрибуция происходит по обычным каналам?

— У нас есть десять филиалов — это наши же фирмы, только расположенные в разных городах — от Москвы, Санкт-Петербурга и Воронежа и до Харькова, Киева и Минска. Разумеется, мы работаем со всеми каналами распространения — с крупным и мелким оптом, магазинами, вузами и библиотеками (хотя последнее касается в основном уже не деловой, а учебной литературы). Мы торгуем только своими книгами, что нас тоже отличает от многих издательств с развитыми отделами сбыта.

— Деловая книга как товар сильно отличается от, например, художественной?

— Коренным образом. У нее другая система ценообразования, например. Не вдаваясь в подробности, художественная литература окупается за счет оборота — при маленьких наценках у нее большие тиражи. Деловая литература выпускается небольшими тиражами (средний тираж — четыре-пять тысяч), зато наценка на себестоимость может быть более существенной. Отличается система распространения — деловая литература ориентирована на распространение не столько в магазинах и на лотках, сколько в целевых аудиториях, в профессиональных сообществах — вплоть до продаж по организациям. Серьезно отличается продвижение. На сбыт художественной литературы большое влияние оказывает прямая несфокусированная реклама — на растяжках или на телевидении. Для деловой литературы продвижение должно происходить в целевой аудитории — в профильных СМИ, на конференциях, семинарах, деловых тусовках. И, конечно же, совершенно другая допечатная подготовка: здесь и научное редактирование, и сложная верстка — с формулами, таблицами и графиками.