379
Ctrl

Алексей Ильин, ген. директор и гл. редактор изд-ва «Альпина Бизнес Букс», гл. редактор «Альпина Паблишер», «Фэшн букс»

О развитии рынка деловой литературы в начале ХХI в.

Тихая революция

2003, 9 июня

Деловая литература. Менеджмент, маркетинг, фондовый рынок... Еще 8–10 лет назад большинство товароведов книжных магазинов и менеджеров оптово-торговых фирм сказали бы, что они не знают, что это такое и кому это нужно. Потом начали появляться первые книги. Они стоили в два, три, а иногда в 10 раз дороже других книг. У книготорговцев такие книги вызывали недоумение, если не раздражение: «Кто будет покупать книгу, которая стоит в 3 раза дороже всех остальных?» Потом кто-то начал брать деловую литературу на реализацию и с удивлением обнаружил — покупают. Да, таких книг покупали меньше, чем остальных. Однако меньше по количеству, а не по сумме выручки и не по абсолютному размеру торговой наценки. Книготорговцы, которые уже научились считать деньги, поняли: при торговле деловой литературой отдача торговой площади намного выше, чем от любого другого класса литературы. С начала 2000 года рынок деловой литературы начал активно развиваться.

Истинным двигателем развития рынка деловой литературы являются, вне всякого сомнения, потребители. Начало 90-х для России было временем «дикой» приватизации, бандитских разборок и финансовых пирамид. Со второй половины 90-х ситуация начала «утрясаться», но подлинным водоразделом стал кризис 98 года. Пережив его, российские бизнесмены и управленцы поняли, что времена разбора государственной собственности подошли к концу, и теперь надо постараться грамотно управлять тем, что есть. Проблема всеобщего дефицита канула в лету, и народилась новая проблема — конкуренция. Вопрос грамотного использования управленческих и маркетинговых приемов стал вопросом выживания в конкурентной среде. Все это породило спрос на качественную серьезную деловую литературу.

Наблюдение, что «свято место пусто не бывает», как нельзя более справедливо для рынка деловой литературы. Увидев динамично развивающийся сектор рынка, бизнесмены стали создавать новые издательства, а уже действующие начали открывать подразделения деловой литературы. К концу 2002 года на рынке сложилась ситуация, характеризующаяся достаточно жесткой конкуренцией. Следствием конкуренции стали, с одной стороны, большой ассортимент книг на рынке, а с другой — снижение уровня рентабельности. Западные издатели стали требовать все большие суммы за права, устраивать аукционы между издательствами. Стали нередкими случаи, когда сумма аванса за права зашкаливает за 10 000 долларов. Требования к качеству книг постоянно росли, а с ними росли издержки на переводчиков и редакторов. Дело в том, что далеко не каждый переводчик может грамотно перевести книгу деловой тематики — надо не только знать язык, но и разбираться в теме. До сих пор многие издательства используют для перевода серьезных деловых книг людей без специальных знаний — в результате книга получается гладкой, но при сравнении с первоисточником становится ясно: автор-то писал совсем другое! Для того чтобы избежать этого, наше издательство и другие издательства, стремящиеся издавать качественную деловую литературу, зачастую вынуждены привлекать дорогостоящих специалистов из банковско-финансовой сферы и нанимать научных редакторов, платя зарплату намного выше среднерыночной. Все это увеличивает себестоимость изданий.

Каковы перспективы рынка деловой литературы? В ближайшие годы рынок деловой литературы продолжит динамичное развитие. Конкуренция будет нарастать, но в то же время жесткость конкуренции будет в определенной степени амортизироваться продолжающимся ростом рынка, прежде всего за счет регионов. Новые и действующие книжные магазины, стремясь повысить свою рентабельность, будут все больше внимания уделять книгам деловой тематики. Грядет пенсионная реформа, аналитики уверенно прогнозируют рост российской экономики и фондового рынка — все это будет способствовать росту рынка деловой литературы.