Специализация дает компании (в какой бы отрасли она ни работала) ряд очевидных преимуществ. Главное из них в том, что люди, которые работают в такой сфокусированной компании, имеют специфические знания и опыт, которые дают преимущества над конкурентом. В сфере издания книг — это знание (или, точнее, чувство) целевой аудитории и ее проблем. В 1998 году издательство «Альпина Бизнес Букс» начинало свою работу как узкоспециализированное финансовое издательство. Многие мои коллеги и я вышли из финансовой сферы, и мы знали на своем опыте, какие книги нужны профессиональным финансистам. Когда мы предложили книжным магазинам нашу первую книгу «Энциклопедия технических индикаторов рынка» по цене порядка $30 — это вызвало у некоторых книготорговцев кривую усмешку. Они считали, что по такой цене книги в России продать невозможно. В отличие от этих книготорговцев, мы знали, что трейдеры и инвесторы тогда покупали десятками специальные книги на английском языке по $70–90. Очень скоро книготорговцы с удивлением обнаружили, что профессиональные книги активно продаются, а в плане объема выручки приближаются к бестселлерам из области художественной литературы. За время работы ассортимент «Альпина Бизнес Букс» существенно расширился: мы выпускаем книги по менеджменту, маркетингу, психологии бизнеса, политике. Средняя розничная цена наших книг около $10, и очень многие издатели деловой литературы уже давно обогнали нас по ценам, однако в целом до последнего времени мы сохраняли специализацию как издатели бизнес-книг.
Осенью 2005 года мы предложили книжному рынку несколько книг под брендом «Фэшн букс» («Fashion Books»). Это были книги, в которых не было ни слова о бизнесе, ценных бумагах или политике. Наиболее яркой из них стала книга «Чего хочет женщина... и что из этого получается» Этери Чаландзия. Это легкое развлекательное чтение, которое поднимает настроение и в ироничной ненавязчивой форме говорит о том, как преодолевать разные житейские трудности. Мы очень серьезно поработали над дизайном, и, на наш взгляд, он очень способствовал успешным продажам книги.
Специалисты книжного рынка начали задавать нам вопросы, которые сводились в основном к одному: неужели «Альпина» уходит от интеллектуальной литературы и начинает делать ширпотреб?
Литература, целью которой является развлечь, поднять настроение или дать добрый житейский совет, на мой взгляд, ничем не хуже книги, скажем, по «Оценке инвестиций», у каждой из этих книг своя цель и совсем не обязательно разная аудитория. Главное, чтобы были свежие мысли, хороший стиль изложения и интересный дизайн. Как говорил барон Мюнхгаузен: «Серьезное лицо — еще не признак ума».
Почему мы пришли к тому, чтобы создать новый бренд и выпускать в его рамках книги, которые не имеют ничего общего с тем, что мы делали раньше? Ответ на этот вопрос достаточно очевиден. Бизнес не может стоять на месте: он либо растет, либо деградирует. Нам стало тесно в рамках бизнес-литературы, и компании необходимо искать новые ниши для роста. Это никоим образом не означает, что мы планируем снижать нашу активность в сфере бизнес-книг. По-прежнему это наш приоритет. Новый бренд «Фэшн букс» (который, как мы надеемся, не будет никак ассоциироваться в глазах читателей с «Альпина Бизнес Букс») — по сути отдельное издательство, со своим руководителем и главным редактором. У нас есть ясное видение (иначе говоря, идеология) проекта, и мы надеемся на его успех.
Так что же лучше — специализированное или универсальное издательство? Мой ответ такой: издательство может иметь один или несколько брендов. Важно, чтобы в рамках одного бренда не было смешений тематики и идеологий. Нельзя на всю жизнь замыкаться в рамках одного направления — это порождает застой творческой мысли и торможение развития бизнеса. «Фэшн букс» для нас — новый самостоятельный амбициозный проект, и у нас много интересных творческих идей. Надеемся, что уже в ближайшее время читатели смогут оценить наши новинки.
Главный редактор «Фэшн букс» Алексей Ильин.