386
Ctrl

Алексей Ильин, ген. директор и гл. редактор изд-ва «Альпина Бизнес Букс», гл. редактор «Альпина Паблишер», «Фэшн букс»

АНужна ли издательству жесткая специализация, или Что такое «Fashion books»?

2006, апр.

Специализация дает компании (в какой бы отрасли она ни работала) ряд очевидных преимуществ. Главное из них в том, что люди, которые работают в такой сфокусированной компании, имеют специфические знания и опыт, которые дают преимущества над конкурентом. В сфере издания книг — это знание (или, точнее, чувство) целевой аудитории и ее проблем. В 1998 году издательство «Альпина Бизнес Букс» начинало свою работу как узкоспециализированное финансовое издательство. Многие мои коллеги и я вышли из финансовой сферы, и мы знали на своем опыте, какие книги нужны профессиональным финансистам. Когда мы предложили книжным магазинам нашу первую книгу «Энциклопедия технических индикаторов рынка» по цене порядка $30 — это вызвало у некоторых книготорговцев кривую усмешку. Они считали, что по такой цене книги в России продать невозможно. В отличие от этих книготорговцев, мы знали, что трейдеры и инвесторы тогда покупали десятками специальные книги на английском языке по $70–90. Очень скоро книготорговцы с удивлением обнаружили, что профессиональные книги активно продаются, а в плане объема выручки приближаются к бестселлерам из области художественной литературы. За время работы ассортимент «Альпина Бизнес Букс» существенно расширился: мы выпускаем книги по менеджменту, маркетингу, психологии бизнеса, политике. Средняя розничная цена наших книг около $10, и очень многие издатели деловой литературы уже давно обогнали нас по ценам, однако в целом до последнего времени мы сохраняли специализацию как издатели бизнес-книг.

Осенью 2005 года мы предложили книжному рынку несколько книг под брендом «Фэшн букс» («Fashion Books»). Это были книги, в которых не было ни слова о бизнесе, ценных бумагах или политике. Наиболее яркой из них стала книга «Чего хочет женщина... и что из этого получается» Этери Чаландзия. Это легкое развлекательное чтение, которое поднимает настроение и в ироничной ненавязчивой форме говорит о том, как преодолевать разные житейские трудности. Мы очень серьезно поработали над дизайном, и, на наш взгляд, он очень способствовал успешным продажам книги.

Специалисты книжного рынка начали задавать нам вопросы, которые сводились в основном к одному: неужели «Альпина» уходит от интеллектуальной литературы и начинает делать ширпотреб?

Литература, целью которой является развлечь, поднять настроение или дать добрый житейский совет, на мой взгляд, ничем не хуже книги, скажем, по «Оценке инвестиций», у каждой из этих книг своя цель и совсем не обязательно разная аудитория. Главное, чтобы были свежие мысли, хороший стиль изложения и интересный дизайн. Как говорил барон Мюнхгаузен: «Серьезное лицо — еще не признак ума».

Почему мы пришли к тому, чтобы создать новый бренд и выпускать в его рамках книги, которые не имеют ничего общего с тем, что мы делали раньше? Ответ на этот вопрос достаточно очевиден. Бизнес не может стоять на месте: он либо растет, либо деградирует. Нам стало тесно в рамках бизнес-литературы, и компании необходимо искать новые ниши для роста. Это никоим образом не означает, что мы планируем снижать нашу активность в сфере бизнес-книг. По-прежнему это наш приоритет. Новый бренд «Фэшн букс» (который, как мы надеемся, не будет никак ассоциироваться в глазах читателей с «Альпина Бизнес Букс») — по сути отдельное издательство, со своим руководителем и главным редактором. У нас есть ясное видение (иначе говоря, идеология) проекта, и мы надеемся на его успех.

Так что же лучше — специализированное или универсальное издательство? Мой ответ такой: издательство может иметь один или несколько брендов. Важно, чтобы в рамках одного бренда не было смешений тематики и идеологий. Нельзя на всю жизнь замыкаться в рамках одного направления — это порождает застой творческой мысли и торможение развития бизнеса. «Фэшн букс» для нас — новый самостоятельный амбициозный проект, и у нас много интересных творческих идей. Надеемся, что уже в ближайшее время читатели смогут оценить наши новинки.

Главный редактор «Фэшн букс» Алексей Ильин.