Во многих своих выступлениях, посвященных вопросам организации советской литературы, М. Горький неоднократно говорил о важной роли редакторов. Он подчеркивал, что наряду с талантливыми писателями нам нужны «кадры культурных редакторов, имеющих достаточную политическую и литературную подготовку».
За годы, минувшие после Первого съезда писателей, советская литература прошла большой путь развития. Появились новые писательские имена, новые выдающиеся произведения. В общем деле создания советской литературы участвуют и редакторы. В большинстве случаев это люди, любящие литературу, отдающие все свои силы благородной задаче создания книги.
Между тем нам нередко приходится слышать различные противоречивые, иной раз довольно пристрастные суждения о редакторе и его труде. Один маститый писатель, например, категорически утверждал, что редакторы только мешают ему работать, что институт редакторов необходимо упразднить, а его функции передать коллегиям писателей. Эти коллегии, по его мнению, должны рассматривать предложенное к изданию произведение и, если оно хорошее, — печатать, если плохое, — отвергать.
Существует и совершенно противоположная точка зрения. Одна много потрудившаяся в литературе писательница, не отрицая пользы, которую приносит рукописи редактор, решительно требует, чтобы редакторы сами не писали. «У пишущего редактора, — говорит она, — есть своя творческая позиция, свои мысли, которые он невольно навязывает писателю. А для меня редактор приемлем только тогда, когда он утверждает мои мысли, мои творческие позиции».
Нет сомнения в том, что большинство писателей не разделяет ни той, ни другой точки зрения, и вряд ли надо всерьез доказывать, что тщательная и тонкая редактура приносит книге не вред, а пользу.
Конечно, когда в качестве редактора выступает писатель, это и для отдельной книги, и для литературы в целом — лучше всего. Огромное значение для нашей литературы имела редакторская деятельность М. Горького. И приходится лишь пожалеть о том, что эта горьковская традиция во многом утеряна. В наши дни старшее поколение писателей, по существу, устранилось от воспитания молодежи.
Думается, что перед Вторым съездом писателей в общей сумме творческих и организационных проблем важно было бы поставить вопрос о значении и месте редактора в литературном процессе.
Редактор — это ближайший помощник писателя. Весь путь книги, часто от самого рождения замысла до минуты, когда, готовая, она уходит на суд критики и читателей, он — рядом с автором.
Совершенно ясно, что достойным спутником писателя на этом нелегком пути может быть только человек, любящий литературу, умный, чуткий и терпеливый.
Разумеется, плохие редакторы существуют на свете — так же как, впрочем, существуют и плохие писатели. Но, если говорить прямо, и писатели и руководители издательского дела часто видят в редакторах лишь служащих, главной обязанностью которых является подписать книгу в набор и нести ответственность за возможные ошибки. На производственных совещаниях в издательствах принято говорить о том, что редактор является «центральной фигурой» издательства. Но за этими громкими словами, как правило, нет подлинного желания укрепить авторитет редактора, организовать дело так, чтобы для работы над рукописью были созданы соответствующие условия. Обычно наиболее квалифицированные редакторы должны сдавать в набор
Можно с уверенностью сказать, что постановка редакционной работы в таких крупных издательствах, как «Советский писатель», Гослитиздат, «Молодая гвардия», страдает многими существенными недостатками. И, пожалуй, главный из них — в недооценке роли редактора как деятеля и творческого работника литературы. Из-за этого подчас и возникают ошибки в подборе литературных кадров.
Специфика редакторского труда заключается в том, что труд его плечом к плечу с писателем над усовершенствованием рукописи требует, как непременного условия, взаимного доверия и взаимного понимания. Успех дела во многом зависит от личных качеств редактора, от его такта и таланта. Ему приходится работать и с молодыми писателями, и с зрелыми мастерами, и с теми, кто умеет прислушиваться к мнению первого читателя, как часто называют редактора, и с теми сановниками от литературы, которые даже грамматические ошибки готовы объявить особенностями своего художественного стиля. Подлинная квалификация редактора проявляется в его умении, верно почувствовав индивидуальность автора, помочь более полному раскрытию художественной идеи произведения, улучшению языка.
Воспитание хорошего редактора — результат многих лет упорной творческой учебы. Для редактирования новых книг, при живой работе с писателями, нужно дарование, пусть особое — редакторское, но обязательное для успеха дела. И это надо учитывать при подборе редакторов.
<...>