Обязанности редактора — обработка, усовершенствование какой-либо рукописи — особенно сложны в том случае, когда он имеет перед собой художественное произведение автора, талант которого находится еще в стадии развития и роста, порою же — в самом начале этого процесса.
Если редактор — внимательный, умный, чувствующий ткань художественной прозы и понимающий ее законы — имеет дело даже и с крупным, вполне созревшим художником слова, его участие в окончательной обработке произведения может все же оказаться весьма полезным и нужным.
Всякий из нас, авторов художественной прозы, знает, как важно, а порою и необходимо, дать полежать новой, казалось бы, вполне законченной рукописи некоторый, по возможности продолжительный срок, после которого можно взглянуть на собственное произведение как бы «со стороны». Здесь же этот свежий взгляд, улавливающий самые тонкие подробности, осуществляется человеком, дарование которого специально на это направлено. А это очень может помочь автору. Такие редакторы у нас есть.
Работу с писателями молодыми, подающими надежды, редактору, как нам представляется, нужно начинать основным разговором с автором о вещи в целом, об идее произведения и той его форме, в которой оно может быть наиболее удачно выполнено.
Редактор должен самым внимательным образом выслушать автора, не оказывая на него никакого давления и не требуя немедленных ответов на возникающие вопросы. Следует не «декларировать» перед автором свои взгляды, а дать возможность ему самому, путем собственных размышлений, прийти к ним, если они окажутся родственными его дарованию.
Такой разговор, осуществляется ли он редактором или просто старшим товарищем — писателем, призван сыграть очень большую роль в развитии молодого таланта. Нужно пробудить в авторе то самое требование к себе, которое так сжато и полно дано Пушкиным всего-навсего в одной строке его стихотворения «Чаадаеву» (1821 г.): «Учусь удерживать вниманье долгих дум». Затем автору должен быть дан достаточный срок для творческого раздумья и для дальнейшей работы над рукописью.
<...>