562
Ctrl

Н. Н. Лузин

Об отрицательном влиянии краткости на понимание читателем математических сочинений

Из предисловия к «Введению в анализ» И. И. Жегалкина, М. И. Слудской

1935

Тонкий по объему курс анализа всегда гораздо труднее толстого.

...Если учебник не ограничится голым определением, то каждая строка и каждое слово, напечатанное курсивом (так печатаются определения), найдут мыслящего (и притом массового) читателя, а это нельзя не считать огромным достижением.

Совсем другое дело было бы, если бы метод изложения хоть в какой-то мере отражал метод исследования: студенту было бы яснее, каким путем можно прийти ко всем этим «удачным» приемам, которые на самом деле были совсем не результатом счастливой удачи, а итогом большой исследовательской работы. Ведь это значит — вводить студентов в творческую лабораторию науки, что является мощным стимулом для развития у них подлинно научного подхода к анализу...

Целесообразно формулировать и такие задачи, в которых не достает данных, и студент сам должен сообразить, какие данные надо добавить.

Необходимо, чтобы авторы учебников предвидели такие затруднения, которые могут встать перед учащимися.