566
Ctrl

А. Н. Толстой

Разбор и оценка исторического романа начинающего писателя

Из письма к А. Ф. Румянцеву

1938, 15 дек.

...С Вами случилось то, что нередко случается даже с опытными писателями: Вас задавил матерьял, и Вы потеряли самого себя.

Могу Вам посоветовать только одно: отложите на время мысль о создании романа и на основании изученного Вами матерьяла напишите исследование, исторический очерк. А потом — будет видно.

В каждом художественном произведении — в том числе в историческом романе, в исторической повести — мы ценим прежде всего фантазию автора, восстанавливающего по обрывкам документов, дошедших до нас, живую картину эпохи и осмысливающего эту эпоху.

В этом коренное отличие художника от историка и исследователя. Ученому нужна цепь последовательных фактов, чтобы рассказать об истине.

Художник берет на себя смелость, или дерзость, — на основании даже незначительных осколков, — своей фантазией, своей интуицией смело и уверенно рассказать об эпохе. Иногда он может ошибиться, ну что же: риск святое дело. Не ошибается тот, кто ничего не делает, хотя это и есть его основная ошибка.

Вы спрашиваете — можно ли «присочинить» биографию историческому лицу. Должно. Но сделать это так, чтобы было вероятно, сделать так, что это (сочиненное) если и не было, то должно было быть.

Второе: можно ли передвинуть дату? Есть даты, обусловленные логикой исторических событий, диалектикой истории. Эти даты являются как бы узлами истории. А есть даты — случайные, не имеющие значения в развитии исторических событий. С ними можно обращаться, как будет угодно художнику.

Третье: исторические герои должны мыслить и говорить так, как их к тому толкает их эпоха и события той эпохи. Если Степан Разин будет говорить о первоначальном накоплении, то читатель швырнет такую книжку под стол и будет прав. Но о первоначальном накоплении, скажем, должен знать и должен помнить автор и с этой точки зрения рассматривать те или иные исторические события. В том и сила марксистского мышления, что оно раскрывает перед нами правду истории и ее глубину и осмысливает исторические события.

Четвертое: исторический замысел — это стержень произведения. Документы часто меняют обстановку, поворачивают по другому пути действия и т. п., но, разумеется, первоначальный замысел, — если он не ошибочен в самом корне, — не может подвергаться коренному изменению.

Пятое: достаньте «Слово и дело» профессора Новомбергского [Новомбергский Н. Слово и дело государевы : (материалы) // Изв. Томск. ун-та. Т. 2, кн. 36. Томск, 1909].

И последнее: в начале письма Вы пишете, что хотите написать роман для среднего колхозника. Это ошибочно в самом замысле. Художник должен всегда дерзать — подняться на высоту. Сможет он или не сможет — другое дело. А заранее поставить себе целью — написать среднее произведение для средних людей — значит в самом замысле обречь себя на художественную неудачу.

Пришлите Ваши напечатанные рассказы.

В комментарии к письму сообщается, что адресат письма Алексей Федорович Румянцев жил тогда в Костроме, и приводятся библиографические сведения о рекомендуемой А. Н. Толстым работе Н. Новомбергского: Новомбергский Н. Слово и дело государевы : (материалы) // Изв. Томск. ун-та. Т. 2, кн. 36. Томск, 1909. А. Н. Толстой ценил эту работу за то, что в ней были напечатаны собранные профессором Новомбергским пыточные записи ХVII века. «Я увидел, почувствовал, — осязал: русский язык, — цитирует комментатор Толстого. — Дьяки и подьячие Московской Руси искусно записывали показания, их задачей было сжато и точно, сохраняя все особенности речи пытаемого, передать его рассказ. <...> И здесь я видел во всей чистоте русский язык...» (Толстой А. Н. Собр. соч. : в 10 т. М., 1958. Т. 10. С. 141).