Важное значение имеет, кроме того, постановка предварительной критики рукописей — качество внутренних рецензий. Эта область больше должна освещаться светом общественного контроля.
Редакции журналов, издательства призваны повысить требовательность к авторам, предъявляющим рукописи. Каждый опытный редактор хорошо знает, что в редакции поступают по крайней мере три рода рукописей. Одни авторы присылают до конца отработанные, готовые к печати вещи и горой стоят за каждое свое слово, за каждый знак. Другие рукописи обычно нуждаются в некоторой доработке: их авторы выслушивают советы, пожелания и к общей пользе садятся за доработку. Но не секрет, что есть еще один род авторов. По представлении рукописи к такому литератору тотчас приставляется редактор-опекун. При пассивности автора такой набивший руку редактор вписывает и выписывает страницы, эпизоды, реплики, дорабатывает, «доводит» рукопись. Излишнее это опекунство ни к чему хорошему не приводит в писательском деле. По-видимому, надо отказаться от подобной практики. Ведь, по существу, получается, что писатель, не обладая достаточным литературным умением, заимствует его у другого, заимствует, но не усваивает. Сомнительная это доблесть!
Много сторон, много граней в сложном и трудном искусстве писателя. Надо, чтобы вся совокупность их стала постоянным предметом рабочих дискуссий и в союзах писателей, и в печати.