66
Ctrl

С. Фридман

Роль писательской общественности в совершенствовании редакционного процесса и улучшения условий работы редактора

Из статьи «О „таинствах“ редактирования...»

1957, май

Жаль, очень жаль, что писатели, испытывая законное чувство недовольства низким уровнем редакторской работы в издательствах и журналах, так безразличны к условиям, в которые поставлен редактор.

Писательская общественность многое могла бы сделать для того, чтобы избавить редакционный процесс от тех уродств, о которых речь шла выше [см. тексты 65 и 1701]. Взыскательность автора воспитывается не только строгим товарищеским обсуждением его творчества в секциях Союза писателей, на читательских конференциях, не только печатной литературной критикой, но и в не меньшей степени — в редакциях издательств и журналов. Именно здесь, где решается вопрос о выходе в мир нового произведения, именно здесь в ходе редакционной работы должно (и может!) с особой силой проявиться то заботливое, творческое, взыскательное отношение к труду писателя, которое не только вооружает его для окончательной подготовки рукописи к печати, но вообще заполняет его душу, обостряет чувство ответственности художника, помогает его творческим исканиям, его трудной работе.

Многое могли бы сделать для улучшения редакционной работы опытные писатели, выступающие в роли консультантов, рецензентов рукописей. Они пользуются заслуженным уважением, их слово всегда авторитетно. Но, желая полной истины, скажем: да, авторитетно, но не во всех случаях достаточно осмотрительно и взвешено. Мы убеждены в том, что если бы писатели — консультанты, рецензенты, члены редколлегий и редсоветов — зорче присмотрелись к работе так называемого «редакционного аппарата», то есть к работе редакторов, состоящих на службе в издательствах и журналах, они бы не только многому научили постоянных, штатных редакторов, но и многое сделали для того, чтобы принципы редактирования, его методы и границы были обозначены ясно и недвусмысленно.

Как видим, дело не только в «буквализме», самонадеянности и других грехах, в которых действительно повинны некоторые редакторы, но и в уродливых способах «редактирования», в работе за автора при живом авторе, в тех ненормальных условиях, в которых часто приходится трудиться редактору художественной литературы.

<...>

Великую услугу оказали бы издательствам и журналам советские писатели, обнародовав свой опыт редакторской работы. Как важно было бы издать хотя бы один сборник статей, посвященных проблемам и живой практике редактирования! Немалую пользу принес бы обмен мыслями о своей работе опытных редакторов всесоюзных, республиканских и областных журналов, издательств и альманахов.

Состоящий на «службе» в издательстве или журнале редактор должен быть человеком, которого есть за что уважать писателям. Нередко он лишен этого права на уважение не по своей вине. Этого не должно быть: в нашей стране каждый честный труженик заслуживает уважения.

Надо все сделать для того, чтобы редактор художественной литературы был избавлен от дремучей неприязни. Не иронической усмешки писателя, а делового отношения заслуживает редактор — скромный труженик нашей большой советской литературы, неутомимый работник социалистической культуры. И эту его роль надо поднять выше, выше и выше.