Наверное, многим начинающим авторам издательство представляется какой-то океанской бездной, куда, словно наживка, забрасывается будущая книга. В каком виде вынырнет отклик на нее: в виде ли разгромной, равнодушной рецензии или строчкой в издательском плане?
В республиканских издательствах знают и наше творчество, и наш потенциал, и соответственно (конечно, не без некоторого усилия с нашей стороны) включают регулярно книги в план.
Иное дело — всесоюзные издательства. При всем их желании объективно представлять литературный процесс в республиках — это, наверное, не всегда удается.
И вот здесь-то, на мой взгляд, вступают в силу факторы риска, удачи или неудачи, то есть публикация книги во многом становится делом случая. Далеко не все издательства ищут писателей на местах, хотя официально такая форма работы вроде бы существует (и, кстати, сотрудники редакции прозы «Молодой гвардии» это требование стремятся выполнять). Союз писателей республики в самом лучшем случае предложит автору рекомендательное письмо в центральное издательство.
Мне повезло. Я представила в издательство уже переведенную рукопись: что-то перевела сама, в чем-то помог переводчик. Думаю, это сыграло свою роль. Однако первая рецензия была отрицательная. Но редактор книги А. Ф. Гремицкая, не согласившись с рецензией, направила книгу на повторное рецензирование.
Так мне повезло второй раз. Далеко не каждый редактор знакомится с рукописью до рецензии. Я даже не знаю, входит ли это «дорецензионное» знакомство в обязанности редактора. Для этого, видимо, надо по-настоящему уважать и любить свой труд. И то, что А. Ф. Гремицкая действительно доброжелательный, внимательный редактор, я поняла, когда мы вместе стали работать над рукописью книги «Ветер над кручей», получившей впоследствии первую премию на Всесоюзном литературном конкурсе имени Максима Горького. И поняла также, что именно от редактора, его профессионализма, внимания зависит едва ли не самое главное в судьбе книги, а значит, и в судьбе автора... Конечно, хорошо, когда человеку везет. Но хотелось бы все-таки, чтобы дело издания книг молодых в большей степени основывалось на объективных факторах.