75
Ctrl

Леонид Соболев

Роль редактора в воспитании молодых литераторов и значение его для литературы

Из статьи «Писатель и время», разд. 5 «О критиках и редакторах»

1960, май

Трудной задаче повышения нашего литературного мастерства могут, кроме критиков, не в меньшей мере помочь и такие важные деятели литературы, как редакторы. Роль их особенно велика в деле воспитания молодых литераторов.

Еще на первом пленуме оргкомитета Союза писателей РСФСР мы пытались привлечь внимание к этому важнейшему вопросу, но потом, как, к сожалению, это бывает, позабыли о нем. Теперь я снова возвращаюсь к нему.

Роль редактора трудна и, в конце концов, очень неблагодарна. Являясь порой если не соавтором, то первейшим помощником, советчиком, первым по времени критиком книги и катализатором творческого процесса, редактор остается в книге одной лишь строчкой своей фамилии. Но каждый из нас с благодарностью вспоминает, как помог ему редактор, если он, действительно, что называется, был редактором «божьей милостью».

Надо возвратить понятию «редактор» то значение, которое придавалось ему на историческом пути русской литературы. Вспомним, как русские писатели влияли на сотоварищей, как помогали они усовершенствовать произведения, которые мы признаем классическими. Достаточно назвать великие имена Пушкина, Некрасова, Щедрина, Горького.

Надо добиться того, чтобы каждый крупный писатель редактировал по крайней мере одну книгу в год, избирая автора себе по вере и вкусу, и не обязательно только молодого, вступающего в литературу.