821
Ctrl

Максим Горький

О непозволительности оценивать произведение в рецензии по опубликованному лишь его началу

Из письма к В. П. Полонскому

1928, 25 марта

По поводу «необоснованных» рецензий «Печати и революции» могу указать Вам на рецензию М. Поляковой о «Климе Самгине» [1928. № 1]. Пред рецензентом — начало романа. На вопрос рецензента: «что такое Клим?» — начало ответить не может. Казалось бы — это ясно. Однако рецензент уже решительно характеризует тип, еще незнакомый ему. По началу романа нельзя говорить об «обилии эпизодических лиц». Как может знать рецензент — кто эпизодическое лицо, а кто — нет? Можно ли говорить о «равнодушии» автора к своему герою, еще не зная героя? Может быть, он ничего и не заслуживает, кроме равнодушия — в лучшем случае?

Мне, человеку, проработавшему в русской литературе 35 лет, такие рецензии — не новость. Но Вы должны согласиться, что раньше рецензенты были все-таки осторожнее в своих суждениях, а редактора относились к рецензентам строже.

Если Вы подумаете, что я «задет» рецензией Поляковой, — это будет неправда, обидная для меня. Обо мне можно и следует писать как угодно, я свое дело знаю. Но такие рецензии, на мой взгляд, вредны для молодых писателей, которых легко сбить с толка. А к ним нужно относиться очень бережно, очень заботливо. Вот в чем дело.

Как сообщает комментатор письма, В. Полонский в незаконченном и неотосланном письме к М. Горькому писал: «Вы, конечно, правы. Рецензия о „Климе Самгине“ — вообще слаба и необоснованна. Это один из срывов, один из промахов моих в „Печати и революции“» (Там же. С. 105).