4
Весьма уязвимым местом во многих книгах и статьях, исследованиях и популярных работах являются даты. Бытует мнение, что даты далеко не всегда имеют существенное значение. Готов с этим согласиться, но тогда не нужно их обозначать. А если они приводятся, то должны быть точны. Следует вместе с тем отметить, что даты являются опорными пунктами литературной деятельности и эволюции сознания писателя, вехами в истории журнала и т. п. Небезразлично, написано ли произведение в дореформенный или пореформенный период, в годы подъема или спада революционного движения, в какой последовательности созданы произведения того или иного писателя, потому что в их хронологии выражена логика развития его творчества. Все это, казалось бы, совершенно очевидно, а между тем...
«В конце 50[-х] — начале
В книге В. Лилина о Гончарове (стр. 102) читаем: «В
<...>
В книге П. Выходцева «Новаторство. Традиции. Мастерство» (Л.: Советский писатель, 1973. С. 45) о поэмах Б. Пастернака читаем: «При всем том, что в развитии Пастернака этот шаг (то есть обращение к произведениям эпического склада. — И. Я.) был важным, его поэмы не стали значительными в эпической поэзии
Не следует думать, что ошибки и неточности касаются только литературы и журналистики. Например, М. Ковалева на стр. 134 [своей] статьи [Мастер демократической журналистики // Учен. зап. Урал. ун-та. № 109. 1970, Сер. журналистики, вып. 4, стр. 136] утверждает, что «самый трудный для русской демократии год —
Сами по себе неточные даты не являются, разумеется, украшением книг и статей. Но совсем нехорошо, как это уже отчасти было видно и из приведенных фактов, когда из них делаются те или иные выводы, на их базе возникают те или иные рассуждения, которые сразу рушатся, если внести соответствующие исправления.
С. Березина в статье о сатирической поэзии А. К. Толстого (стр. 230) замечает: «После отмены крепостного права в России с новой силой вспыхнула классовая борьба, потребовавшая четкого определения социальной позиции каждого члена общества. А. Толстой продолжает искать «прямую, святую дорогу...
Не знаю, направо ль, налево ль пойти...»
Стихотворение «Лишь только один я останусь с собою...», из которого приведены — не вполне точно — эти строки, написано в 1856 и напечатано в 1857 году, а не после отмены крепостного права, следовательно, не может служить аргументом в пользу того, о чем говорит Березина.
М. Зубков («Русская поэма...», стр. 97) пишет, что «впервые легализовал мужика, дал ему полное право гражданства в художественном произведении только Некрасов, а вслед за Некрасовым стали изображать мужика Огарев, Тургенев, Греков, Никитин и другие писатели, прошедшие школу Белинского». М. Зубков, очевидно, забыл даты некоторых стихотворений Огарева. Его «Деревенский сторож», «Кабак» и «Изба» написаны в
Л. Евстигнеева в книге о «Сатириконе» (стр. 370), говоря о преемственной связи между ним и «Искрой» В. Курочкина, утверждает, что «вторичное знакомство русского общества с поэтами „Искры“, мало популярными в начале ХХ в., произошло именно в годы столыпинской реакции». Ее единственный аргумент: «В частности, вышла работа А. В. Амфитеатрова „Забытый смех“, возродившая к жизни многих поэтов „Искры“». Однако первый том «Забытого смеха» издан в 1914 году (предисловие датировано летом 1913 года), а второй — в 1917 году. Какие же это годы столыпинской реакции?! К этому следует прибавить, что в начале ХХ века, в 1904 году, появилась книга М. Лемке «Очерки по истории русской цензуры и журналистики ХIX столетия», куда вошла первая значительная работа об «Искре». Значит, дело обстоит несколько иначе, чем представляет себе Л. Евстигнеева. Интерес к «Искре» возродился не в годы реакции, а в годы подъема революционного движения.
Итак, неверные даты или забывчивость относительно дат влекут за собою неточные выводы и утверждения.
Много неточных дат в учебнике под ред. Н. Кравцова. Так, на стр. 31, говоря о возобновлении «Современника» после восьмимесячного перерыва, авторы обзора «Литература
В главе о Чернышевском (стр. 76, автор — Н. Кравцов), после описания ареста, суда и гражданской казни 19 мая 1864 года, читаем: «Возникшая вскоре революционная организация „Земля и воля“ вдохновлялась идеями Чернышевского». Нет, не возникшая вскоре, а уже прекратившая в неравной борьбе с правительством свою деятельность; возникла она значительно раньше, еще до ареста Чернышевского.
В главе о Некрасове (автор — Б. Двинянинов) в разделе «Некрасов в
В обзоре «Литература
Несравненно меньше их в «Истории русской литературы ХIX века» Г. Поспелова, но все же они имеются и здесь. Так, повесть Тургенева «Переписка», датированная 1850 годом (стр. 291), была начата, по свидетельству самого писателя, в 1844[-м], а завершена в 1854, напечатана в 1856[-м]. На стр. 297 указано, что «Поездка в Полесье» написана в мае 1853 года. Первоначальный замысел действительно возник весною 1853 года, но основная работа над рассказом относится к концу 1856[-го], а завершена она была лишь в феврале 1857 года. Эта дата существенна в связи с той пессимистической философией, теми представлениями о месте человека в природе, которыми проникнута «Поездка в Полесье» (1856) и которая сближает ее, например, с «Фаустом». На стр. 327 читаем: «Те же настроения (то есть те же, что и в „Призраках“ Тургенева: „вся жизнь людей на земле, все достижения цивилизации кажутся ему теперь ничтожными“ и т. д.— И. Я.) писатель выразил в лирических фрагментах „Довольно“, задуманных в то время, когда он с тревогой готовился к поездке из-за границы в Петербург для допроса в Сенате по обвинению в „сношении с лондонскими пропагандистами“, т. е. с Герценом и Огаревым». Однако упоминание о работе над «Довольно» имеется в письме Тургенева к Н. Щербаню от 26 февраля (10 марта) 1862 года, первый черновой автограф датируется мартом — апрелем того же года, до возникновения указанного дела, а вызов Тургенева в Сенат последовал лишь в январе 1863 года.