4
Постоянным бедствием являются неточные даты. Встречаются они и в
Еще больше таких ошибок в учебнике «История русской советской литературы» под редакцией П. Выходцева
Поэма Багрицкого «Чертовы куклы» появилась не в 1922 (стр. 133), а в 1921 году. Цикл Асеева «Курские края» произвольно отнесен к 1925 году (стр. 130), хотя составляющие его стихотворения писались и печатались в разные годы. Совершенно непонятна дата поэмы Асеева «Маяковский начинается» — 1938 (стр. 304, 314); в собрании сочинений Асеева, готовившемся еще при его жизни, поэма (кроме двух дополнительных глав 1950 года) датирована
Не менее удивительно, что читатель сталкивается с разнобоем в датировке в пределах книги. На стр. 157 указано, что «Разгром» Фадеева появился в 1926 году, а на стр. 472 — в 1927[-м]. На стр. 153 «Барсуки» Леонова отнесены к 1924[-му], а на стр. 604 — к 1925 году. На стр. 132 сборник стихотворений Луговского «Сполохи» датируется 1926[-м], а на стр. 304 — 1928 годом.
На стр. 159 читаем: «Уже к концу
Не все благополучно и в учебнике А. Волкова «Русская литература ХХ века».
Блок дебютировал в журнале «Новый путь» не в 1902 (стр. 461), а в 1903 году; в 1902 году «Новый путь» еще не выходил. Его драматическая поэма «Песня Судьбы» написана не в 1907 (стр. 478), а в
В разделе «Натурализм» говорится о рассказах «модного беллетриста того времени» И. Салова «Паук» и «Крапивники» (стр.
Стихотворение Брюсова «За что?» написано не в 1915 году (стр. 455), а в январе 1918[-го]. В 1915 году слова о «биче самодержавия» и покорности ему в течение пяти веков вряд ли могли выйти из-под пера Брюсова3. И еще о Брюсове. О его неизданном сборнике «Девятая Камена» А. Волков пишет: «...в первые годы революции Брюсов, пытаясь понять смысл совершившегося, высказал ряд ошибочных суждений, и здесь во многом сказались не преодоленные им до конца традиции прошлого. Эти традиции наложили отпечаток на стихи сборника „Девятая Камена“, от издания которого Брюсов воздержался. В одном из стихотворений этого сборника „Мы — скифы“ он изображает наш народ „взлюбившим буйство и войну“» (стр. 456). По этому поводу следует заметить, что, во-первых, стихотворение «Мы — скифы» написано до революции, в 1916 году, а во-вторых, Брюсов вовсе не «воздержался» по идейным мотивам от издания сборника «Девятая Камена». Сам он сказал об этом в предисловии к «Последним мечтам» (1920) следующее: «По обстоятельствам нашего времени эта книга, вполне приготовленная к печати еще в 1917 г. (и набранная в одной петроградской типографии в 1918 г.), поныне еще остается в рукописи». Кроме того, сохранился приготовленный поэтом к печати сборник; здесь в конце венка сонетов «Роковой ряд» поэтом приписана «Кода», датированная 1920 годом4. Значит, в 1920 году он еще предполагал издать «Девятую Камену».
Книга А. Миронова «Великий чародей в стране берендеев. Очерк жизни и творчества А. Н. Островского в Щелыково» (Ярославль : Верхне-Волжское книжное изд-во, 1973), в которой, между прочим, Островский назван «революционным демократом по убеждениям» (стр. 44), начинается с описания путешествия семьи Островских в Щелыково в апреле 1848 года. И вот в дороге Островский вспоминает о встрече в прошлом, то есть в 1847 году, со своим школьным товарищем поэтом Н. Бергом: «Так вот Николай рассказывал о своем разговоре с Гоголем по поводу пьесы „Свои люди — сочтемся“. Мне, говорит, вздумалось подойти к Гоголю и спросить его мнение о пьесе. Гоголь сказал...» и т. д. (стр. 8). Затем в сознании Островского возникает чтение «Своих людей» у М. Погодина (стр. 9). Но все это плод фантазии.
В 1847 году пьесы «Свои люди — сочтемся» еще не существовало. Чтение у Погодина состоялось в декабре 1849 года. Это общеизвестно. Стоило лишь заглянуть в такое доступное издание, как «Летопись жизни и творчества А. Н. Островского» (сост. Л. Коган, 1953), или в примечания А. Ревякина к составленному им сборнику «А. Н. Островский в воспоминаниях современников» (1966, стр.
Я. Симкин в книге «Жизнь Дмитрия Писарева» (Изд-во Ростов. ун-та, 1969. С. 15) сообщает как о бесспорном факте, что 27 января 1852 года одиннадцатилетний Писарев переписал в дневник стихотворение К. Случевского «Весталка». Однако на чем основано малоправдоподобное предположение, что «Весталка» написана так рано (в январе 1852 года поэту было четырнадцать с половиной лет), неизвестно. Опубликовано стихотворение в № 1 «Современника» за 1860 год. А в записи Писарева (в Рукописном отделе Государственной библиотеки имени В. И. Ленина) никакой даты нет, и «Весталка» находится рядом с другими стихотворениями Случевского, напечатанными в том же номере журнала. Не переписаны ли все они с печатного текста?5
Н. Головко, автор книги «Литературно-эстетические взгляды поэтов „Искры“» (Минск : Изд-во Белорус. ун-та, 1972) цитирует на стр.
Это перечисление можно было бы продолжить. Как видим, неточности в датах разнообразны. Одни из них не имеют особого значения, другие — более серьезного характера, поскольку влекут за собою некие выводы. А главное, они встречаются, увы, слишком часто, и это вызывает чувство тревоги.