972
Ctrl

Н. Свердлов, ведущий конструктор ВНПОбумпрома

О рационализации объема научно-технических книг

В триста раз короче

1978, июль

Около пятнадцати лет я работаю ведущим конструктором по нестандартному оборудованию. По роду своей работы непрерывно связан с новейшей информацией по передачам, муфтам, подшипникам, валам, различным механизмам. Я заметил, что не только сам, но и мои коллеги все меньше и меньше времени могут уделять так называемому свободному просмотру информации впрок, на будущее, ибо темп разработки чертежей нарастает, и объем новой информации соответственно тоже. Самое большее, что удается сделать, — это запомнить, в какой книге какие вопросы и в каком объеме освещены, чтобы на будущее, когда понадобится, быстро найти эту книгу. Мне приходилось быть председателем библиотечного совета и участвовать в списании технической литературы. С удивлением обнаружил, что многие книги не брались по десяти лет ни разу. Пытался анализировать и выяснить — почему?! Сначала думал, что это связано с тем, что книга попала в библиотеку не по профилю КБ или НИИ, но когда проследил ее судьбу в книжных магазинах и у букинистов, понял, что «порок» в ней самой! Просто по форме подачи материала она устарела в условиях НТР. Сокращение сроков проектирования новейшей техники заставляет инженера и ученого сокращать время на поиск и изучение информации, сознательно отказываться от полного просмотра всей литературы, идти на выборочный просмотр. А между тем каждые 15 лет объем научно-технической информации удваивается, а в ближайшие 20 лет ученые собираются выполнить такой объем исследований, какой был достигнут за всю предыдущую историю человечества. Установлено, что для удвоения объема производства необходимо проработать учетверенный объем информации. Ибо без четкого и всеобъемлющего представления о современном состоянии вопроса и его перспективах новая техника будет иметь или заниженные параметры, основанные на шаблоне и отсталой технике, или чересчур завышенные, практически осуществимые только в далеком будущем! Так что инженер и ученый оказываются в сложном замкнутом кругу, разрубить который можно только рядом организационных мероприятий и изменением подачи информации.

Около пяти лет мне приходилось разрабатывать отраслевые стандарты правил и норм проектирования судовых валоприводов [в источнике: валопроводов /?/] и их элементов. Только для создания одного стандарта мне пришлось проработать свыше 300 книг, отчетов, диссертаций, обзоров и тому подобное. С удивлением обнаружил, что около 15 000 страниц нам удалось вместить в 50 страниц стандарта! То есть «коэффициент раздувания» информации был примерно в пределах 300! Не подумайте, что такое «уплотнение» отразилось на качестве. Первый стандарт на конкурсе НТО судостроения получил грамоту и был запрошен ГДР по СЭВу, а второй удостоен диплома III степени и премии! Просто сейчас появилось много книг об отдельных аспектах вопроса, но мало книг, охватывающих весь вопрос в целом. В одной книге проблема изложена глубоко, но узко, в другой — лишь затронута, но широко, в третьей — вообще смесь.

Одни авторы обобщают только свои исследования, другие — свои и чужие, третьи — создают учебники, четвертые — только популяризуют чужие работы. Причем качество научно-технической литературы — новизна, актуальность и значимость целиком находятся на совести автора, так как ввиду множества направлений в науке и технике рецензентам порой очень трудно оценить рукопись. В связи с тем, что количество публикаций является одним из критериев оплаты труда ученых и их материального стимулирования, появляется немало авторов, у которых желание заявить о себе в печати намного опережает весомость их научных изысканий! Поэтому иные авторы меняют в общеизвестных формулах обозначения, производят несложные математические преобразования, чтобы сделать старую формулу «неузнаваемой» для рецензента, «забывают» делать ссылки на те работы, откуда они больше всего и позаимствовали. Раздуваются фразы, меняются названия книг.

Анализируя судьбу книг, нетрудно заметить, что наименьшим спросом пользуются работы со сложными математическими выкладками, чересчур научным изложением, с малой практической ценностью. Это связано с тем, что инженеры, а их в стране около четырех миллионов, имеют более низкую математическую и научную подготовку, чем ученые, которых по многим специальностям не более 500–1000 человек. А тиражи технических книг примерно одинаковы. Вот и получается, что те книги, которые по доступности изложения и практическому значению подходят для инженеров, молниеносно расхватываются, а книги, доступные только ученым, — лежат на полках.

Мне много приходилось заниматься вопросами прочности, ведь прочность — это воздух конструктора! Сталкиваешься в работе со случаем, но ни в одной книге своего сложного случая не найдешь даже близко, одни классические примеры, переходящие из издания в издание! Такая же картина с расчетом размерных цепей в книгах по допускам и посадкам: как взят пример из ГОСТа, так и гуляет он почти по всем изданиям! А книга должна конструктору экономить и силы, и время! И в том, что каждые четыре часа (по наблюдениям социологов) конструктор делает одну ошибку, для устранения которой необходимы восемь часов в цехе, что он не может существенно снизить металлоемкость изделия, виноваты отчасти и авторы книг. Проводя многолетние исследования, разобравшись детально в физике явлений, они нередко не удосуживаются довести свои выводы до конкретных практических формул и коэффициентов и заставляют инженера, находящегося в цейтноте, повторить весь ход мысли ученого и самому получить конечные формулы. Правда, старые опытные конструкторы объясняли такую «странность» авторов тем, что они не особенно уверены в своих выводах и просто боятся производственной проверки.

Наибольшее удовлетворение и пользу я получил от книги Г. С. Глушкова «Формулы для расчета неразрезных балок и рам» (Машгиз, 1963), ее почему-то не переиздают, хотя уже и у букинистов не встретишь, и от справочников Д. В. Вайнберга по прочности, устойчивости и колебаниям пластин (Киев: Будивельник, 1973). Эти книги сокращали мне время расчетов в 5–10 раз!

Что я как конструктор хотел бы получить от любой технической информации? Полноту, четкость и простоту изложения, краткость, а также наличие расчетов с примерами, схемы реальных конструкций из различных областей техники, наиболее сложные случаи и инженерные задачи с полным их обсчетом, завершенные простыми, доступными решениями и формулами с необходимыми коэффициентами и численными примерами. Ведь есть даже книги, в которых формулы даются без размерностей входящих величин! А это легко приводит молодого инженера к грубым ошибкам. Конечные формулы следует давать в таком виде, чтобы для вычисления их не требовалось окончить математический факультет МГУ или прибегать к помощи вычислительного центра и разъяснениям нескольких видных математиков. Я хочу приходить к решению в своем случае, упрощая случай, приведенный в книге, а не наоборот, синтезируя несколько простых случаев! В качестве образца информации для конструктора я назвал бы недавно выпущенный трехтомник П. И. Орлова «Основы конструирования» (М. : Машиностроение, 1977). И не удивительно, что он так быстро разошелся, хотя его тираж 120 000 экз. так необычен для технической литературы. Хороши для молодого конструктора книги М. Н. и В. Н. Ивановых «Детали машин» (М.: Высш. шк., 1975), П. Ф. Дунаева «Конструирование узлов и деталей машин». Нравится мне и книга С. В. Серенсена и других «Несущая способность и расчеты деталей машин на прочность» (М.: Машиностроение, 1975). Но его же книга «Валы и оси» (М.: Машиностроение, 1970) нуждается в дополнении примерами других методик расчетов валов. В условиях НТР инженерам нужно не много разных книг, а одна, но полная монография, написанная коллективом крупных специалистов, работающих в данной области и учитывающих опыт, накопленный в других отраслях и полностью охватывающий все отрасли промышленности. Ведь инженер, проектируя, например, подшипниковый узел, должен просмотреть, как решаются подобные узлы в авиации, судостроении, в машиностроении, бумажной промышленности, транспортной и так далее. Сейчас для этого он должен иметь 10–15 книг. Объемом около 3 000 страниц! Примерно тысяча из этих страниц дублируют друг друга. Ибо каждая книга начинается с подробного изложения азов и стандартной методики расчета. Если бы всех авторов объединить в один коллектив, то вышла бы монография, имеющая не больше 1 500 страниц, но за счет экономии бумаги большим тиражом!

Я лично эти книги покупал и собирал на протяжении многих лет, но я живу в Ленинграде, а периферийный инженер и половины их не достанет. Значит, в свои конструкции он будет заведомо закладывать не оптимальные решения. Обилие информации, с одной стороны, малые тиражи книг, с другой стороны, и необходимость сокращения цикла проектирования вынуждают инженера к поспешным и неоптимальным решениям. Избежать этого можно только максимальным совершенствованием подачи информации.

Надо учесть также, что в течение года от 5 до 10 процентов знания инженера устаревают и он нуждается в постоянном самообразовании. Поэтому целесообразно поделить всю научно-техническую литературу на два уровня: для ученых и для инженеров. Для ученых важна теоретическая часть с математическими выкладками, для инженеров — практическое приложение этой теории. Как я уже говорил, ученых меньше, чем инженеров, в сотни раз, поэтому и тираж этих книг будет разный, что даст экономию бумаги, сил и энергии. Фундаментальные знания стареют медленнее, чем специальные, поэтому и сроки переиздания могут быть разные. Если перейти на создание таких комплексных монографий, можно периодически издавать дополнения к ним, а когда новой информации накопится много, осуществлять полное переиздание. Это тоже позволит экономить бумагу и увеличивать тиражи книг.