147
Ctrl

А. М. Топоров

Причина брака — отсутствие рабоче-крестьянской критики художественных произведений

Статья входит в комплекс
«Книжный брак: как его избежать?»

Почта «Лит. газеты» в рубрике ЧиП [Читатель и Писатель]

1971, 10 марта

Позвольте сначала представиться. Я — Топоров Адриан Митрофанович, «духовный дед» космонавта Германа Степановича Титова, сельский учитель, персональный пенсионер союзного значения, автор книги «Крестьяне о писателях».

Мне 80-й год. 62 года я — солдат культурно-просветительного фронта, селькор, журналист...

Всю свою сознательную жизнь я отдал народному просвещению, в частности пропаганде художественной литературы среди трудящихся масс.

Это длинное и как бы нескромное представление своей личности я сделал отнюдь не ради мальчишеского чванства, бахвальства и саморекламы, а для того, чтобы обосновать мое моральное право судить по затронутому вами вопросу о книжном браке в художественной литературе...

И В. Кожинов и поэт М. Исаковский в его статье «Доколе?..» [см. текст 640] правильно указывают «болезни» нашей художественной литературы, некоторые причины их и средства лечения. Но оба не сказали о коренной причине зла.

В известной беседе с Кларой Цеткин В. И. Ленин между прочим подчеркнул: «Мы всегда должны иметь перед глазами рабочих и крестьян».

Наши рабочие и крестьяне колоссально выросли умственно за советское время. Они вполне в состоянии отличить плевелы от полновесного зерна в литературе. Почему же у нас до сих пор не поощряется повсеместное распространение рабоче-крестьянской критики художественных произведений? Несомненно, этому упорно сопротивляется армия графоманов, которая смертельно боится нелицеприятного суда народного! Этот суд беспощадно изгнал бы из храма литературы всех поставщиков «гнилой рыбы», втуне пожирающих миллионы народных рублей.

Я далек от дикой мысли противопоставлять низовую критику хорошей профессиональной или считать массовую оценку литературы непогрешимой. Но стою за то, чтобы голос низовой критики был ясно слышен.