В издательской практике вообще и деле повышения качества книг в особенности норма является далеко не такой второстепенной категорией, как это может показаться на первый взгляд. Предположим, редактор должен выпустить за год десять книг общим объемом 100 печатных листов. После ознакомления с рукописями у него возникает мысль, нельзя ли взамен десяти запланированных книг выпустить, скажем, шесть (остальные не очень богаты по содержанию, не блещут по форме и языку). Можно бы «поджать» и те, которые в основе приемлемы: убрать повторы, слабые места. Но все это в конечном счете приведет к тому, что редактор не выполнит нормы по объему, рискуя попасть в число отстающих! Да еще не получит премии... Нетрудно догадаться, что это обстоятельство мало способствует тщательной работе над рукописью.
А нормы на редактирование не пересматриваются уже много лет, хотя всем известно, что литературный труд как-то плохо поддается усовершенствованию, и речь тут может идти только о росте качества труда, а не просто количества. Нередко редактор просто не находит времени следить за соответствующей литературой, просматривать планы других издательств (дабы не допускать дублирования), темы и результаты научно-исследовательских работ (нельзя забывать о редакционном портфеле), бывать в командировках, поддерживать необходимые творческие контакты.