1707
Ctrl

Анатолий Рубинов

Неоценимая помощь редактора — в его сомнениях

Из беседы с корреспондентом журнала «В мире книг» Вячеславом Басковым. «Единственный свидетель»

70-е гг.

— Если речь идет о художественной прозе, тут, пожалуй, все ясно; может стоять в стороне и судить, исправлять текст образованный, тонко чувствующий слово человек. Но редакторы — основная фигура не только в тех издательствах, которые выпускают художественную литературу. Вправе ли литературный редактор вмешиваться, скажем, в книгу по изобразительному искусству, по архитектуре? Еще конкретнее: вы написали несколько публицистических книг о городе и горожанах. Судя по всему, написали квалифицированно. Я нашел похвальные отзывы о стилистике ваших произведений, анализ литературных приемов в дипломных работах выпускников факультета журналистики различных университетов, в кандидатских диссертациях, попалась мне на глаза и докторская диссертация с упоминанием ваших книг, статей в «Литературной газете». Какое же право имеет редактор заниматься литературной правкой того, что признано даже специалистами, защищающими научные диссертации?

— Неоценимая помощь редактора — в его сомнениях. В процессе редактирования книги есть этап снятия вопросов. Смиряя себя, становясь на место рядового читателя, редактор задает элементарные вопросы. Как известно, труднее всего отвечать на простые вопросы. Этот этап не все литераторы проходят с безукоризненной выдержкой. Вскидываются, нервничают, возмущаются тем, что должны объяснять банальные вещи. И как раз на этом этапе обнаруживаются мелкие и крупные неточности. Сомнения редактора избавляют книгу от ошибок. Редакторы Курганова и Поспелова блистательно умеют задавать наивные вопросы! В иных наивных как будто вопросах кроется столько иронии!.. Эта ирония разрушает фальшь, обнажает выспренность.