23
Ctrl

Вл. Бахметьев, Василий Белов, К. Бонецкий, С. Бородин

Улучшить систему редакционной работы в издательствах

Из коллективного письма «Редактор — деятель литературы»

1948

В издательствах художественной литературы работают квалифицированные редакторы. Основные редакционные кадры Гослитиздата, «Советского писателя» и «Молодой гвардии» обладают большим опытом и пользуются заслуженным уважением со стороны писателей.

Однако в работе редакторов и издательств есть еще значительные недочеты. В печать иногда сдаются книги, имеющие серьезные художественные и идеологические недостатки. Не все редакторы и руководители издательств прониклись ответственностью перед народом, перед читателем.

Серьезность задач требует, чтобы внутри издательств самая система редакционной работы была во многом улучшена.

В издательствах не создана такая атмосфера, при которой редактор по-настоящему ощущал бы ответственность за свою работу перед общественностью. Редакторы лишены условий, способствующих постоянному совершенствованию и повышению творческой квалификации.

В издательстве «Молодая гвардия» книга проходит множество инстанций. В результате понижаются ответственность редактора, его творческая заинтересованность в работе. В Гослитиздате долгое время считалось, что редактор, имея дело с крупным писателем, не вправе предъявлять ему серьезные идеологические и художественные требования, а должен только устранять мелкие недочеты языка и наблюдать за прохождением рукописи в производстве. Последствия такого воспитания редакторов дают себя знать и сейчас.

В издательствах почти не бывает обсуждений творческой и производственной работы редакторов. Выпущенные книги, как правило, подвергаются критике лишь в тех случаях, когда в печати вскрываются допущенные в них ошибки. Обычно качество работы редактора не учитывается, а принимается во внимание только количество сданных в набор авторских листов.

Непризнание творческого характера работы редактора приводит к снижению качества редактирования, к тому, что внутри издательств к редакторам начинают относиться как к техническому аппарату, подготавливающему материал в типографию. Редакторы превращаются в «читальные машины».

График прохождения книги в производстве обычно составляется без достаточного учета времени, необходимого для серьезной проработки корректур. Часто в течение дня редактору приходится прочитывать и подписывать в печать по десять, а иногда и больше авторских листов верстки.

Все это неизбежно снижает качество работы редактора, зачастую порождает ошибки в книгах.

Больше года тому назад ЦК ВКП(б) сделал серьезное предупреждение руководству Огиза, отметив, что работа редакционного аппарата над рукописями организована неправильно.

В июне прошлого года в Огизе состоялось двухдневное собрание редакторов, на котором обсуждалось это решение. На совещании с полной очевидностью вскрылась вся порочность руководства редакционной работой в Огизе. Казалось, что такое положение должно было бы озаботить руководителей Огиза, в частности тт. Осьминина и Накорякова. Но прошло еще четыре месяца, прежде, чем тов. Осьминин собрал комиссию по выработке практических предложений. Было признано необходимым улучшить работу лектория, установить твердые нормы редакционной работы, изменить систему оплаты труда и многое другое. Как будто дело наконец сдвинулось с мертвой точки, но, увы, сейчас о предложениях комиссии никто не вспоминает.

Так, в болтовне и пустых обещаниях, в Огизе утопили значительное дело. Решение ЦК ВКП(б) осталось невыполненным.

[Текст подписали:] С. Бородин, Вл. Бахметьев, Л. Белов, А. Воинов, Б. Горбатов, В. Костылев, А. Котов, Ф. Гладков, М. Горячкина, Вс. Иванов, Н. Крюков, Ф. Левин, Н. Ляшко, С. Обрадович, А. Пузиков, А. Садовский, И. Ширяев, И. Френкель, Д. Юферев, Л. Юдкевич, В. Щербина, В. Григоренко, К. Бонецкий.