Издательству «Вагриус» в последние годы трудно было чем-нибудь удивить читающую публику. Если когда-то серии качественной современной прозы, которыми «Вагриус» заслуженно гордился, были едва ли не единственными в своем роде, то теперь... Теперь почти каждое издательство художественной литературы считает своим долгом напечатать кого-нибудь из лауреатов или номинантов высоких литературных премий, и простенькие детективы для одноразового прочтения зачастую соседствуют в прайс-листах монстров книжного рынка с интеллектуальной прозой.
«Вагриусу» был нужен яркий и неожиданный ход. И издательство такой ход сделало. Проект «Жизнь состоявшихся людей» был направлен на то, чтобы сформировать положительный образ человека дела в современной России. Достигнута ли эта цель — сказать трудно, это забота социологов. А вот книги совершенно неожиданного содержания, поразившие публику, — результат неоспоримый. И выход этих книг — только малая часть того, что сделала Людмила Лузгина, ведущий редактор издательства.
В «Вагриусе» Людмила Константиновна работает пять лет. За это время из-под ее редакторской руки вышли такие нашумевшие книги, как мемуары Вертинской «Синяя птица любви» и трилогия Леонида Юзефовича («Дом свиданий», «Костюм Арлекина», «Князь Ветра»), первая книга Алексея Иванова «Географ глобус пропил», которая показала прославленного автора «Сердца Пармы» с совершенно неожиданной стороны... Насколько неожиданным и необычным может быть мемуарный жанр, продемонстрировала книга воспоминаний Артема Тарасова «Миллионер» — кажется, что вместо мемуаров читатель получил авантюрный роман, и только реальное существование автора позволяет в этом усомниться.
В одно из старейших российских издательств Людмила Лузгина пришла в 1999 году. А до этого почти пять лет была заведующей редакцией в КРПА «Олимп». КРПА — это сокращение от «Кооперативное редакционно-производственное агентство», старожилы рынка помнят времена, когда назваться издательством частному предприятию было почти невозможно. Ее заслуга — выпуск более полусотни книг в прогремевших тогда сериях «Женщина-Миф» и «Человек-Легенда». Среди них, например, неоднозначный, но чрезвычайно интересный биографический роман об Александре Коллонтай — «Валькирия Революции» Аркадия Ваксберга. С ее участием увидели свет и мемуары княжны Мещерской, и автобиографическая книга Нонны Мордюковой «Не плачь, казачка»...
А секрет удивительного чутья на хорошие книги, пожалуй, прост: наш номинант работает в издательском деле больше трех десятков лет. До того как стать ведущим редактором, Людмила Константиновна не только закончила кузницу книжных кадров — редакторский факультет Московского полиграфического института. Ее карьера началась с должности корректора в системе Политиздата — Профиздата. Потом она стала младшим редактором, редактором, старшим редактором...
С 1990 года заместитель директора по маркетингу фирмы «Прогресс-Литера» занималась совершенно новым в СССР и ни для кого не привычным делом — коммерциализацией издательского портфеля «Прогресса». Именно тогда вышла книги Гаррисона Солсбери «900 дней. Снятие блокады Ленинграда» — всестороннее исследование героической обороны Ленинграда, с которым в свое время не посчитал зазорным дискутировать маршал Жуков.
В контакте с Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ С. А. Филатова в «Вагриусе» увидели свет книги серии «Молодая литература России» — кстати, как раз в эту серию вошел и первый роман Алексея Иванова. Должностные обязанности Людмилы Константиновны описываются суховатыми формулировками: «формирование издательских программ, организация текущего издательского процесса».
По большому счету, к ее заслугам можно добавить и очереди читателей к ярмарочным стендам издательства, и до сих пор неповторимое, но помолодевшее издательское лицо. Часть ее работы и ее идей есть почти в каждой «вагриусовской» книге. И номинация на престижную премию — не неожиданность, а ожидаемое признание.