Издание книг — непростой бизнес. Его главная сложность не в технологии производства, методах маркетинга и продаж, а в балансе между творчеством (интеллектуальным и эстетическим качеством книги) и коммерцией (маржа, объем продаж). Всегда есть опасность, что эти две составляющие вступят в противоречие и приведут издательство к провалу.
Успех любого издательского проекта закладывается еще на этапе планирования, и именно об этом мне хотелось бы поговорить. Планирование — зона ответственности главного редактора (или редактора направления), но также затрагивает отделы продаж, маркетинга и рекламы. В качестве примера я приведу серию книг «Модели менеджмента ведущих корпораций», которая в 2005 г. стала одним из наиболее успешных проектов издательства «Альпина Бизнес Букс». Большинство книг этой серии посвящены менеджменту качества. Эта тема оказалась крайне востребована как производственными, так и сервисными компаниями, и практически все книги серии выдержали не одно переиздание.
Первой в этой серии стала работа Вумека и Джонса «Бережливое производство». Если бы не коммерческий успех этого издания, вряд ли другие книги серии («Кайдзен», «Гемба Кайдзен», «Пространство доктора Деминга», «Дао Toyota» и др.) увидели свет. Идея издать «Бережливое производство» родилась в общении с бизнес-консультантами и топ-менеджерами крупных компаний. Это не случайно. Большинство по-настоящему новых идей рождается именно в процессе неформального общения и обмена мнениями. Редактор, который занимается подбором литературы для издания, должен быть частью целевой аудитории и иметь соответствующий круг общения. Как правило, недостаточно просто узнать мнение эксперта, необходимо самому (хотя бы в общих чертах) ориентироваться в теме и критически подходить к рекомендациям.
Однако подобрать тему, найти яркого автора или интересную книгу недостаточно, чтобы проект был успешным с коммерческой точки зрения. Необходимо грамотно определить качественные параметры книги (качество бумаги и переплета, формат и т. д.), цену, каналы продвижения, оценить рентабельность. Здесь важна командная работа специалистов по производству, рекламе, продажам. Итог этой работы — целостное видение издательского проекта.
Что касается первого тиража книги «Бережливое производство», то мы решили действовать максимально «надежно». Параметры во многом стандартные для нашего издательства: тираж 4 000, переплет 7БЦ, бумага офсет № 1 (Светогорск), формат 70×100/16, рекомендуемая розничная цена 390 р. Когда книга освещает новую для нас тему, когда нет аналогов, по которым можно спрогнозировать темпы продаж, мы максимально консервативны: тираж 4 000 для такой книги и есть максимально «надежный» тираж. После того как этот тираж разошелся за два месяца, стало ясно, что для таких книг тираж 5
О рекламе и других способах продвижения мы тоже подумали заранее. Рекламный отдел определил перечень СМИ, куда необходимо передать книги на рецензирование, компаниям — потенциальным клиентам были заранее разосланы аннотации (в итоге такой рассылки мы получили большое количество прямых и, как правило, крупнооптовых заказов).
Издание серии «Модели менеджмента ведущих корпораций» является частным случаем, и при принятии решения об издании книги мы учитываем не только эти, но и другие факторы:
- Качество текста (стиль, раскрытие темы).
- Рейтинг продаж в Amazon.com.
- Рейтинги продаж аналогов в России.
- Известность и авторитетность автора.
- Темпы продаж книг-аналогов.
- Перспективность темы (если рекомендации эксперта «произвели впечатление»).
- Рентабельность проекта.
- Положительная взаимосвязь с другими книгами в портфеле (отсутствие внутренней конкуренции, расширение линейки).
- Наличие «изюминки».
- Способность автора продвигать книгу.
- Интересный опыт, который может быть с выгодой использован в дальнейшем.
- Ресурсоемкость проекта, наличие людей, способных его реализовать.
Но главное то, что выбор произведения для публикации должен соответствовать политике издательства — я говорю о реализации видения, концепции издательства. Необходимо твердо знать, какие книги вписываются в нее, а какие нет.