Во избежание недоразумений начну с банальности. Участие редактора (как и дизайнера) в работе над книгой я считаю совершенно необходимым. Без них можно тиражировать текст произведения, но невозможно создать книгу.
Выделившись из синкретического издательского дела в результате общественного разделения труда, работа редактора, естественно, оказывается необходимой и полезной как для других участников издательского процесса, так и для потребителей книги. (Последние обстоятельства А. Э. Мильчин подробно разбирает в статье «Ответ из ХХ столетия» /журнал «Полиграфист и издатель». 1999. № 7/.) Причем похоже, что никакие технологические нововведения (похоронившие, к примеру, профессию метранпажа) этого положения изменить не могут. Перефразируя название одного старого сочинения (Бауэр Ф. Книга как создание печатника. М., 1926), я говорил бы о книге равным образом бумажной и электронной — как о создании редактора. При этом не следует забывать о классическом тезисе Куфаева насчет коллективного авторства любой книги.
В связи со сказанным, вынося в название статьи «созидательную работу редактора», я имею в виду не какую-то ее часть или сторону, а миссию и профессию редактора в целом. За этим представлением стоит, конечно, Макс Вебер с его знаменитыми статьями о политике и науке «как призвании и профессии» (см.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990). Могу сослаться на более подходящий к случаю пример: это речь Ортеги-и-Гассета «Миссия библиотекаря», к сожалению, лишь фрагментарно опубликованная на русском языке (в кн. «Человек читающий». М., 1989). Что же касается содержания работы редактора, то я буду рассматривать его, ориентируясь на заголовок статьи, в плане движения «от рукописи к книге». Это сразу отсекает внешние (по отношению к издательству) функции редактора, которые мне удобнее приписать издателю, но, как я надеюсь показать, оставляет достаточный простор для обсуждения объявленной темы 1.