360
Ctrl

С. Я. Маршак

Тематическое планирование выращиванием авторов литературы для детей

Из «Двух бесед с Л. К. Чуковской»

1957, 3 июля

Тихонов писал стихи. Материал путешествий в его стихи не входил. Мы ему сказали: почему не попробовать писать прозу? В Ленинграде найти много писателей было трудно. Только то, что мы вели интенсивное хозяйство, дало нам возможность привлечь много людей. Для «Нового Робинзона» Тихонов написал «Вамбери» и «От моря до моря», а потом написал для нас прекрасную книжку «Военные кони» и «Симон-большевик». Написал, и написал прекрасно, потому что был увлечен.

________

Чарушин приставал ко всем, просил сделать подписи к его рисункам. Мы ему сказали:

— Ведь вы прекрасно рассказываете, попробуйте писать.

И он написал «Волчишку» и потом великолепные «Семь рассказов»... Лесник (Дубровский) тоже был человек талантливый. Он журналист, да еще из «Нового времени», но он знал природу и знал язык.

_________

Каждый, кто приходил в редакцию, повышался в своей квалификации. Безбородов... Он был газетчик. Тут он шагнул на высшую ступень.

_________

Богданович благодаря нашей редакции пережила несколько счастливых лет, радуясь своей работе. Ее было трудно отучить от «Князя Серебряного». Сколько было на нее потрачено сил! На пожилого поэта тратить силы не стоит, потому что поэзия — дело раннее, как балет, в зрелые годы начинать писать стихи поздно. А вот с пожилым бывалым человеком или много знающим работать стоит. И у Богданович был свой путь к интересным вещам. Я боялся, чтобы она не подавала жареных лебедей на серебряном блюде, я гнал ее к прозаическим сюжетам, к архивам, к истории Строгановых и пр. ...Нами владело убеждение, что мы можем передать детям весь опыт человечества от ремесла до высоких и сложных научных дисциплин, и огромное количество людей может участвовать в этой передаче либо на ролях очеркистов, либо корреспондентов, либо художников — за исключением людей, лишенных вдохновения, наблюдательности, подходящих к делу, как спекулянты.

(Пока мы были свободны в планировании наших книг, мы могли жить находками, Житковым, Бронштейном и пр. Когда же мы вынуждены были в короткие сроки в обязательном порядке выпускать книги на такую-то тему, мы, чтобы не уронить престижа, должны были работать неправильно, переписывать, жертвовать своею кровью. Это было неправильно, но это были вынужденные исключения, а не метод.)