513
Ctrl

Н. Г. Гарин-Михайловский

Протест против отрицательной оценки редакцией «Русского богатства» своей драмы «Орхидея»

Из письма к Н. К. Михайловскому

1897, 7 февр.

Вы пишете: «очень жаль, что с самого начала Вы не оговорили, что ставите свою драму [„Орхидея“] в условия независимости от мнения редакции». Тогда бы и выяснилось, что не только для драмы, а и для какой бы то ни было и чьей бы то ни было работы этих условий принять никак нельзя.

Прежде всего не я ставлю, а Вы ставили иначе вопрос прежде, чем теперь его ставите.

И «Гимназисты», и «Панорамы», и «Студенты», и «Тема» писались к каждой следующей книжке, и читали Вы их уже в последней корректуре. Я неоднократно просил Вас быть строгим судьей. Вы отвечали:

— «Нет уж, дрызгайте...»

И я дрызгал. Люди шаблона очень ругались, аэропаг непогрешимых, но бездарных, к сожалению, аэропаг шаблона не переставал шептать Вам и делать Вам язвительные вопросы:

— Гарин талант?

Это все действовало на Вас, Вы чувствовали, что тут есть какая-то правда, но чувствовали в то же время, что за этим дерганьем, небрежностью, за слабыми страницами есть и другое что-то. Может быть, жизнь, правда жизни, может быть, иная постановка, иная точка зрения и что-то выходило: самая плохая вещь «Студенты», но издай я их, и они разойдутся. Плохонький «Самарский вестник» говорит:

— Дайте Ваше имя только.

— Ничего не выйдет.

— Вы увидите.

И в два месяца «Самарский вестник» имеет уже две тысячи иногородних подписчиков. Это пишу не для хвастовства и не себе лично приписываю, но хочу сказать, что у Гарина своя почва есть.

И это прежде Николай Константинович чувствовал и мирился с минусами этого Гарина: инстинкт заставлял его мириться, в то время как Иванчин-Писарев понимал это не инстинктом, а критическим даром. И выходило, что один из самых выдающихся своего века писателей уступил в этой оценке человеку, который почти ничего не написал. <...>

А что до драмы... Вы видите, ни одного слова нет о ней пока, а положение вещей выяснено. Вы пишете: драма слабая. Больше ста человек ее слушали, делали много замечаний, но прибавляли обязательно:

— Очень сильная.

Может быть, Вы правы, может быть, — нет. «Чайку» Чехова окончательно забраковали, но и после этого «Русская мысль» ее напечатала, и все в один голос твердили: «слабо, слабо», но никто и не подумал упрекнуть «Русскую мысль», что она напечатала. Требовать выдерживать шедевров — это верный путь печатать только слабый шаблон.

Хороша драма — она и без «Русского богатства» будет жить, плоха — не спасет ее и «Русское богатство». Но, кончая письмо, должен еще раз сказать, что, конечно, горячиться не следует.

Драма Н. Г. Гарина-Михайловского «Орхидея» была напечатана впервые в журнале «Космополис» (1898. № 9).