634
Ctrl

Алексей Кондратович

О пьесе Рольфа Хоххута «Наместник» и запрете для «Нового мира» «Чумы» Камю

Новомирский дневник

1967, 22 сент.

Мы собирались опубликовать пьесу Рольфа Хоххута «Наместник» (сценический вариант, вариант для чтения огромен, свыше 300 страниц, конечно, очень интересен, особенно в обширнейших ремарках).

Пьеса обошла весь мир и принесла Хоххуту славу. Антифашистская, антиклерикальная. Всем хороша, но вот беда для нашего начальства — еще и с еврейским акцентом. «Опять гитлеровцы уничтожают евреев, словно они больше никого и не уничтожали». Так однажды сказал мне Поликарпов [зав. отделом культуры ЦК КПСС]. На этот раз с нами были менее откровенны, так не говорили. Но думали. С самого начала мы немногое ставили на Хоххута: ясно было, что не пойдет. Еще и потому, что произведение сильное, без скидок высокохудожественное, прибавлявшее журналу успеха, — а это тоже никак не входило в расчет руководства.

Цензура и отдел [ЦК КПСС] обнюхивали пьесу долго: запах от нее для них шел неприятный. Ответить по существу не могли. А что ответишь? И просто замотали. Мы перекидывали пьесу из номера в номер и тоже устали перекидывать.

Пьеса так до сих и не появилась. Конечно, когда-нибудь появится. Впрочем, «Чума» Камю, которую мы предложили печатать и даже набрали в 1959 году, вышла в свет в малотиражном сборнике Камю только в 1969 году.

Тогда произошла такая история. Мы отлично понимали, что иносказательность «Чумы» бьет в обе стороны — и в сторону фашизма, и в нашу — и что именно это и явится камнем преткновения. А. Т. решил завербовать союзников в этом деле и пригласил Б. Рюрикова и И. Черноуцана (сотрудников ЦК)... Черноуцан был со всеми нами в чудных отношениях, и с его стороны, по крайней мере, можно было ожидать нейтралитета, а Рюриков представлялся А. Т. солидным и объективным. «Не может же он не видеть, что это замечательное произведение!». Всего-то нас сидело несколько человек, можно было бы по-человечески сказать: «Да что вы, братцы, не советую я вам печатать...». Но Рюриков произнес целую речь против «Чумы» и против Камю. А. Т. слушал его с нарастающим обалдением. Чего-чего, но этого он не ожидал от «дружеской встречи».

Камю мы все же попытались напечатать. Но Поликарпов схитрил: «Не надо печатать в журнале, мы его напечатаем в Гослитиздате, в сборнике». Этот довод нас всегда изумлял своей наивностью (наивностью ли?) — неужели в сборнике не прочтут? Сборник появился через пять лет после смерти Поликарпова и не в Гослитиздате, а в «Прогрессе». (Комментарий к записи в дневнике от 22 сентября 1967 года.)