891
Ctrl

Сергей Львов

Примеры чудовищно наукообразного языка в разборе творчества А. С. Пушкина

«Отсутствие первоначальных сведений»

1950-е гг. (?)

На что жаловался Пушкин в минуты острой тоски?..

«в минуты острой тоски Пушкин жаловался на томительность обладания гениальным интеллектом, не находящим целевого приложения».

Почему

«Пушкин призывал музу оградить и непрестанно поддерживать его эмоциональный огонь»?
Потому что
«Пушкин знал, что „дурная повседневность“... уменьшает способность человека отдаваться высоким переживаниям, особенно когда он прошел полосу биологического расцвета».

Что изобразил Пушкин в «Египетских ночах»?

«В „Египетских ночах“ Пушкин... пространственно изобразил двуплановость своей продукции».

Как это ему удавалось?

«Здесь „прохожий“ заявлял недовольство направляющими поэта внезапными перемещениями творческого внимания».

Какое значение имеет

«соединение длинного ряда признаний и повторения слова „я“ в монологе Дон-Гуана»? «Последний прием имеет звуковое значение и в то же время приковывает внимание женщины к личности влюбленного и его переживаниям».

Каков смысл рассказа няни Татьяны:

...В эти лета
Мы не слыхали про любовь.
Не то бы согнала со света
Меня покойница свекровь...

А вот каков:

«...отсутствие самых первоначальных сведений о существовании и законности интенсивных, ломающих все преграды любовных переживаний...»

Кем все это написано и где напечатано? Все это написано доцентом Н. В. Фридманом в статье «Героический романтизм „последекабрьского“ Пушкина» и напечатано в 110-м выпуске Ученых (!) записок Московского государственного университета.

От автора этих косноязычных формулировок пострадал не только Пушкин. Доц. Фридман пишет о Горьком:

«Как мы уже указывали, в 90-е годы на эту дорогу вступил Горький, ясно сказавший, что героико-романтическая линия его творчества возникла как результат желания восполнить «мечтой» изъяны «томительно бедной жизни», что под воздействием «силы давления» последней появились «„такие вымыслы“, „выдумки“, как „Сказка о Соколе и Уже“, „Легенда о горящем сердце“, „Буревестник“. В том же ряду стоят могучие фигуры исторических деятелей, нарисованные Брюсовым».

Такой странный способ монтировать отрывки из горьковских цитат, превращать его революционно-романтические произведения в восполнение изъянов томительно бедной жизни и уравнивать их с фигурами исторических деятелей, нарисованными Брюсовым в декадентских стихотворениях 90-х годов, можно только, выражаясь языком доц. Фридмана, в результате «отсутствия самых первоначальных сведений».