8
В заключение хочется остановиться еще на одном эпизоде.
Ошибки имеют свойство кочевать из одной книги, статьи в другую, если их время от времени не подвергают проверке.
В статье А. Светлова «Народ — это моя муза!» (Кн. обозрение. 1975. № 52) говорится, между прочим, о наделавшем в свое время много шуму и сохранившемся в сознании современников литературно-музыкальном вечере 2 марта 1862 года в Петербурге. На нем выступали Чернышевский с воспоминаниями о Добролюбове, Достоевский с отрывками из «Записок из Мертвого дома», Некрасов, В. Курочкин, А. Рубинштейн и др. Историк П. Павлов произнес речь о тысячелетии России, за которую немедленно был выслан в Ветлугу. «Вечер закончился исполнением 16 раз „Марсельезы“», — пишет А. Светлов.
Можно ли себе, однако, представить многократное публичное исполнение французской революционной песни в накаленной обстановке 1862 года? Можно ли представить себе к тому же, чтобы это не нашло отражения в дошедшем до нас донесении о вечере агента III отделения? А между тем А. Светлов не придумал это. Он ссылается на воспоминания современника — Л. Пантелеева. И действительно, это было напечатано Л. Пантелеевым в газете «Русские ведомости» в 1903 году1. Однако через два года в отдельном издании воспоминаний Л. Пантелеева2 эта ошибка была исправлена. В нем, как и в двух советских изданиях воспоминаний Л. Пантелеева, речь идет не о Марсельезе, а о Камаринской (то есть «Камаринской» Глинки), как было указано и в афише вечера3. Как произошла эта странная ошибка — неясно. Напоминаю об этом случае для иллюстрации того, как осторожно нужно относиться к источникам наших сведений. По-видимому, А. Светлов перенес ошибку из книги М. Лемке «Эпоха цензурных реформ