998
Ctrl

Наталья Баранская

АКазус

Рассказ

1986, 23 июля

Редактор Дора Баракудина, молодая современная женщина с макияжем, бризом и в бананах, вызвала писателя — сообщить ему результаты работы над рукописью.

Писатель сел в кресло и приготовился слушать.

Тонкая папка с рукописью лежала перед Баракудиной. Отточенный карандаш касался острием первой страницы.

— Вы пишете: "В природе есть очень много загадочного и темного«,— что вы имеете в виду?

— В следующих строках все объясняется...

— В следующих, — продолжала Баракудина строго, — вы пишете: спириты и мистики, и только они, могут объяснить некоторые загадочные случаи смерти...

— Не совсем так.

— Неважно. О спиритах и мистиках придется снять. О них не надо.

— Но тогда исчезнет соль рассказа. Это слова мужа, пораженного внезапной смертью молодой, здоровой жены. Учтите контекст...

Баракудину начали раздражать возражения. Она хорошо усвоила истину: не редакторы нуждаются в писателях, а писатели нуждаются в редакторах. «Их много, я одна».

— Вот опять повторяется «мистицизм». Нагнетаете мистику.

— Но в конце открывается вполне реальное объяснение: женщина отравилась. Это предположение доктора ошеломило следователя, то есть мужа.

— Вот именно, все оказывается реальным. Это и есть основное зерно рассказа. Здоровая женщина умирает в день и час, ею назначенный. Отсюда реальный вывод: причина — яд.

— Доктор высказал предположение и спросил, произвели ли вскрытие.

— Так вот, со вскрытия вы бы и начинали!

— Но, позвольте, вскрытие следует после смерти, а обстоятельства непонятной смерти рассказывает муж.

— Нет, рассказ должен быть перестроен: реальность весомее всех туманных рассуждений о предчувствиях и спиритизмах. Начнете со вскрытия, и сразу все станет на свои места.

— А рассказ?

— А что рассказ?! Получится добротный детектив. Сначала выясняется: женщина выпила яд, а потом ведется следствие... Кстати, почему вы назвали рассказ «Следователь»? Он совершенно беспомощен, этот ваш следователь, доктор гораздо...

— Так у меня ведь доктор и следователь едут на вскрытие, и следователь рассказывает...

Писатель начал уставать. Он надел пенсне, висевшее на тонком шнурке, и более пристально оглядел редактора — и макияж, и бриз, и бананы. «Н-н-да-с, — подумал он, — казус».

— Вот вы сами говорите — они едут на вскрытие. С этого и начнем: изменим название.

И она занесла карандаш, чтобы зачеркнуть слово «Следователь» и написать «Вскрытие».

Писатель то ли вздохнул, то ли застонал и поднялся:

— Позвольте откланяться.

Под усами, слегка осеняющими острую бородку, скользнула усмешка. Закрыв дверь, автор незадачливого рассказа задумался, а потом сказал весело:

— А что? Присяжные меня б оправдали!

Хорошо смеяться Антону Павловичу: последнее издание его сочинений вышло во многих томах, а какое оно было по счету, он уже и вспомнить не мог.