1675
Ctrl

Ольга Трофимова, гл. редактор издательского центра «Петербургское востоковедение»

Что такое интеллектуальное книгоиздание и классификация занимающихся им издательств

Из статьи «Интеллектуальное книгоиздание как оно есть»

2001, 26 нояб.

Однажды я увидела в американском книжном журнале довольно любопытную карикатуру. На смертном ложе старик-отец, крупный издатель, напутствует сына: «И последнее, сын мой, но самое важное! Силами небес заклинаю тебя! Дай мне слово, что никогда — ты слышишь! — никогда ты не станешь заниматься книгоизданием!» Эта карикатура оправданна и по отношению к обычному издательскому процессу, но вдвойне оправданна по отношению к изданию интеллектуальной литературы.

Для начала стоит определить препозиции: что мы понимаем под интеллектуальным книгоизданием. Латинское «intellectus» означает и «разумение, понимание», и «познание», и «понятие, рассудок», и «смысл, значение», и еще — «художественный вкус». Совокупность значений латинского слова содержит внутри себя все возможные градации участников интеллектуального книгоиздания, среди которых:

1) научные издательства, выпускающие книги для ученых, а также для собирающихся стать учеными или же приникающих к науке с целью познавательной;

2) собственно интеллектуальные издательства, выпускающие книги для умного читателя, желающего книг со смыслом («для мозгов»);

3) коммерческие издательства, выпускающие проверенные временем умные книги, а также пробующие себя в создании новых книг аналогичного направления — не без претензии на хороший вкус.

Далее О. Трофимова описывает становление каждой из этих групп издательств в 1990-х гг. и их развитие в дальнейшем.